М.М. Сперанский
Из семьи священника.
1807 г. Александр приближает к себе Сперанского.
С 1809 г. Сперанский подает Алексаедру проекты государственных преобразований.
1-я главная идея: разделить 3 власти: государственную, исполнительную, судебную
2-я главная идея: создание сословно-представительного, законосовещательного органа власти = Государственная Дума.
3-я главная идея: создание при царе социального органа, контролирующего Три Власти = Государственный Совет.
Разделение властей: реализовано частично.
ГосДума: не реализована сразу (лишь век спустя – в 1905 г.)
ГосСовет: реализована (создан в 1810 г.)
Госсовет не имел законодательной функции, а имел лишь законосовещательную.
После создания ГосСовета против ММС ополчились многие высокопоставленные чиновники, окружавшие АI (в т.ч. – Аракчеев).
В 1809г. он добился принятия двух указов о гос. службе (придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ, и согласно второму указу, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома). Самый сильный удар реформам Сперанского нанес Н.М.Карамзин. Подал АI «Записку о древней и новой России», в которой излагал историю России с древнейших времен до наших дней. В ней он показал, что во все времена Россия гибла от «разновластья» и спасалась «мудрым единоначалием» «Самодержавие есть палладиум России. Целость его необходима для его счастья». После Записки АI понял, что ему нужна поддержка широких кругов дворянства, а не нововведения. АI создал условия, при которых Сперанский должен был уйти в оставку. В 1812 г. Сперанский сослан. Но в 1816 г. прощен и назначен Пензенским губернатором, в 1819г. –генерал-губернатором Сибири, где провел административную реформу, 1821-возвращен в Петербург, назначен управляющим Комиссией по составлению законов.
Просвещение. Цель АI: создать повсюду университеты.
1803-Школьная реформа об устройстве школьных заведений.
Университеты старые: Москва, Петербург, Дербт.
Университеты: Казань, Харьков.
Лицей в Царском Селе (1811 г.).
1804-Университетский устав. Предоставлялась широкая автономия университету, свободная выборность ректора и профессуры, невмешательство высшей администрации в дела университетов. Также первый цензурный устав(касался только толстых журналов).
Россия ® Пруссия ® Германия ® Франция
· обеспечение собственной безопасности
· движение за освобождение европейских народов от французов
январь 1813 г. – смерть Кутузова. Вильгенштейн –главноком.
февраль 1813 г. – союзный договор между Россией и Пруссией
4-6 октября 1813 г. – «битва народов» под Лейпцигом (500 via 500)
Французы проиграли, но Наполеону удалось скрыться из-за несогласованности действий союзников.
Освобождены все германские государства.
18 марта 1814 г. – пал Париж
конец 1814 – июнь 1815 – Венский конгресс
Цель: решить послевоенное устройство Европы
июль 1815 г. – битва при Ватерлоо
Наполеон: Париж ® о. Эльба ® 100 дней ® о. Св. Елены
Результат ВК: восстановлены старые правящие династии, решены территориальные споры, утверждены новые границы.
По решению России отходит Польша («царство Польское»).
сентябрь 1815 г. – Священный союз
(Александр I, Фридрих Вельгельм III (Пруссия), Франц (Австрия))
Цель: бороться с революционными движениями.
Но это противоречило поступательному буржуазному развитию большинства европейских государств.
Итоги.
Россия – победительница и освободительница.
Победа повысила международный престиж и авторитет.
Россия надолго стала одним из влиятельнейших государств Европы.
37. Правительственная политика в 1815-1825гг.: борьба реформаторских и реакционных тенденций.
Александр1 стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили народ, ни правительства.
1817-Он распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения(здесь было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями (недовольство многих слоев населения).