Динамика нервного процесса в больших полушариях мозга

Контрастность возбуждения и торможения. Под динамикой нервного процесса, состоящего из возбуждения и торможения, при­нято понимать их свойство распространяться (иррадиировать) из очага возникновения в ближайшие и отдаленные участки, а затем двигаться в обратном направлении к очагам возникновения (концентрироваться). В коре больших полушарий всегда имеются отношения, которые выглядят как контрастные: один процесс «наводит»

противоположный себе на клетки, не охваченные первым процессом. Это явление названо индукцией. Индукция может быть положительной и отрицательной. Она обеспечивает смену возбуждения торможением и наоборот. При положительной индукции наводится раздражительный процесс вокруг очага торможения. При отрицательной индукции наводится тормозной процесс вокруг очага раздражительного процесса.

В деятельности коры головного мозга торможение имеет особое значение, так как во время торможения в нейронах осуществляют­ся восстановительные процессы, обеспечивающие нейронам способность приходить в состояние нового возбуждения. В этом и усматривается охранительная роль торможения, предупреждающая клетки коры головного мозга от истощения, т. е. от разрушения длительным возбуждением.

Кроме того, согласованная и координированная деятельность нейронов всей нервной системы возможна только при условии возбуждения одних из них и торможения других. Следовательно, тор­можение в этом случае носит координированный характер. Возбуждение не может укладываться в нужные рамки, быть точным без торможения, и наоборот. Это два процесса, диалектически связанные между собой и напоминающие соотношение ассимиляции и диссимиляции, в котором остановка одного процесса вызывает остановку другого, т. е. приводит организм к смерти.

Координированность возбуждения и торможения особенно важна в процессе обучения и воспитания. Например, на уроке физкультуры разучивается новое движение. Точная согласованность смены торможения возбуждением и наоборот обеспечивает более быстрое овладение новым движением. При этом необходимо не только поочередное возбуждение и торможение мышц сгибателей и разгибателей, участвующих в этом движении, но и торможение мышц, непричастных к этому акту, которые будут мешать четкости и красоте движения.

Степень иррадиации и концентрации возбуждения и торможения зависит от степени развития физиологического совершенства нервной системы организма, а у детей от возраста и тренированности на предыдущих возрастных этапах — периодах. Например, у шести- и семилетних детей процесс иррадиации будет шире, чем у детей восьми и девяти лет. Это объясняет большую возбудимость и подвижность детей дошкольного возраста по сравнению с младшими школьниками, а последних с подростками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: