Лекция 2. Организация социально-педагогической работы и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Заключение
Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают способность причинять ущерб здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и становятся опасными для окружающего их мира. Источники опасности имеют естественное, антропогенное или техногенное происхождение.
Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.
Достижение приемлемого уровня безопасности в системе «человек-среда обитания» неразрывно связано с необходимостью глубокого анализа причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни людей в настоящем и будущем призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни.
Впервые понятие «Дети в трудной жизненной ситуации введено в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ»от 10 декабря 1995 года. Оно включает всех детей, нуждающихся в социальной помощи и социальных услугах.
Широкое и узкое употребление этого понятия.
Где приходится работать с этой категорией детей: школы, детские сады, СРЦ, интернатные учреждения.
Коротко рассмотрим особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это особый феномен.
Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, как правило,
с нарушением системы взаимоотношений с близкими людьми,
с закреплением асоциальных норм поведения в обществе,
с неспешностью в учебной деятельности
с неудовлетворенностью эмоциональных потребностей (недолюбленные дети).
Дети, попавшие в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, проявляют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, продуктивной, трудовой, игровой) у них ниже возрастной нормы. В итоге дети и подростки оказываются вытесненными из социального окружения, т. к. общество стремится к сегрегации тех, кто представляет отклонение от социальной нормы. Такой феномен сродни сегрегации мигрантов, не владеющих языком и культурой той страны, в которой они ищут свое новое место жительства.
Какова первостепенная цель социально-педагогической работы с детьми в ТЖС?