double arrow

Рецензия. Рефлекс и функциональная система

Предисловие.

Предисловие.

Рефлекс и функциональная система.

Рефлекторная теория основана на принципах:

1. детерминизм

2. анализ

3. синтез

4. структурность

Принцип детерминизма – причинности – господствующая роль раздражителя (стимула): любое действие осуществляется на определенный раздражитель. Функциональная система имеет ряд отличий в оценке рефлекторного акта:

1. афферентный синтез – распознание раздражителей, начинается с чувствительной части рефлекторного кольца

2. принятие решения – раздражений много, а ответная реакция должна быть одна

3. аппарат предсказания всех важных параметров будущего результата; когда процесс пошел на получение результата, то качество этого результата уже заложено в виде циркуляции (возбуждение бегает между клетками, которые только и ожидают, когда к ним придет сигнал о том, что результат получен

4. интеграция возбуждения на двигательном направлении

5. результат действия – центральный пусковой узел – поведенческий акт

6. обратная афферентация – несет информацию о результате к аппарату предсказания, где происходит сличение

Об общем конечном результате писал Шеррингтон (1920), понятие рефлекторного кольца введено Н.А. Бернштейном (1934).

Часть I. Общая патофизиология.

Лекция № I. Предмет, задачи и методы патофизиологии. Общая нозология.

Лекция № II. Общая этиология. Повреждение.

Лекция № III. Общий патогенез.

Лекция № IV. Общий адаптационный синдром. Роль гормональных механизмов в патогенезе неэндокринных заболеваний.

Лекция № V. Патофизиология реактивности и резистентности организма. Биологические барьеры.

Лекция № VI. Иммунологическая реактивность. Патофизиология иммунитета.

Лекция № VII. Патофизиология аллергии (часть 1).

Лекция № VIII. Патофизиология аллергии (часть 2).

Лекция № IX. Патофизиология воспаления (часть 1).

Лекция № X. Патофизиология воспаления (часть 2).

Лекция № XI. Лихорадка.

Лекция № XII. Гипертермия.

Лекция № XIII. Патология водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия.

Лекция № XIV. Гипоксии.

Лекция № XV. Патофизиология опухолевого роста.

Лекция № XVI. Патофизиология наследственных болезней.

Часть II. Частная патофизиология.

Лекция № XVII. Патофизиология массы крови. Анемии (часть 1).

Лекция № XVIII. Анемии (часть 2).

Лекция № XIX. Лейкоцитозы и лейкопении.

Лекция № XX. Лейкозы (разбор гемограмм).

Лекция № XXI. Гемостаз.

Лекция № XXII. Патофизиология гемостаза.

Лекция № XXIII. Патофизиология системы дыхания.

Лекция № XXIV. Патофизиология сердечной деятельности.

Лекция № XXV. Патофизиология системы кровообращения. Артериальные гипертензии.

Лекция № XXVI. Патофизиология системы кровообращения. Артериальные гипотензии.

Лекция № XXVII. Патофизиология системы пищеварения.

Лекция № XXVIII. Патофизиология печени.

Лекция № XXIX. Патофизиология почек.

Лекция № XXX. Патофизиология эндокринной системы.

Лекции № XXXI. Патофизиология нервной системы. Гиперкинезы.

Лекция № XXXII. Патофизиология неврозов.

Лекция № XXXIII. Патофизиология обмена веществ.

Значение фундаментальной подготовки современ-ного врача трудно переоценить. В свете новой концепции подготовки специалистов, внедряемой в рамках ныне действующего учебного плана, патофизиология является одним из важных компонентов успешной и глубокой подготовки врача.

Данный курс лекций, с нашей точки зрения, отвечает указанным целям и предназначен для самостоятельной работы студентов всех факультетов. Он призван облегчить усвоение патологической физиологии и помочь студенту разобраться в сложных вопросах, знание которых необходимо любому практическому врачу.

Краткий курс лекций может послужить основой для самостоятельной подготовки студентов иностранных факультетов, для которых вообще нет специальных учебников по патофизиологии.

Издание курса лекций имеет целью восполнить недостаточное количество учебников по патологической физиологии.

Автор выражает глубокую признательность

профессору А.И.Плаксину,

профессору В.Н.Каплину,

профессору В.А.Черешневу и

профессору И.Ф.Елькину за помощь в работе над курсом лекций.

Одобрено на заседании ЦМС факультета 16.10.96 г.

Разрешено к печати на заседании ЦКМС ПГМА 20.11.96 г.

Автор: доцент кафедры патологической физиологии Пермской государственной медицинской академии Самоделкин Евгений Иванович.

Рецензенты:

● Заведующий кафедрой патологической физиологии Свердловской государственной медицинской академиидоктор медицинских наук, академик, профессор Ястребов Анатолий Петрович.

● Заведующий кафедрой патологии Пермской государственной фармакологической академии доктор медицинских наук, профессор Сыропятов Борис Яковлевич.

● Профессор кафедры патологической физиологии Пермской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, профессор Елькин Иван Федорович.

на "Краткий курс лекций по патофизиологии" (методические разработки),

автор - доцент Самоделкин Е.И.

Глубокие знания основ патологической физиологии являются необходимыми для врача. Хорошее знание механизмов развития патологических процессов предоставляет врачу возможность целенаправленновмешиваться в патогенез заболеваний, что является основным условием успешного лечения больного. Поэтому поиск новых методов преподавания патофизиологии можно только приветствовать.

Одним из таких методов является подготовка доцентом Е.И.Самоделкиным "Краткого курса лекций" (методические разработки), который предназначен для самостоятельной работы студентов медицинских ВУЗов. Это результат многолетнего труда. На протяжении многих лет студенты испытывают недостаток учебников по патофизиологии, они постоянно делают заявки на отдельные лекции. Автор взял на себя труд - написать сжато, но строго с учетом программы все разделы общей и частной патофизиологии.

"Курс" состоит из 33-х лекций, в которых разбираются вопросы общей патологии (этиология, патогенез, общий адаптационный синдром, иммунитет и аллергия, воспаление, лихорадка и гипертермия) и лекций, посвященных частной патофизиологии отдельных систем организма (крови, дыхания, кровообращения, печени, почек, пищеварения, нервной и эндокринной).

Считаю, что тема "Гемостаз" и "Патофизиология гемостаза" должны быть объединены в одну лекцию, поскольку первая лекция повторяет программые требования к знанию гемостаза из курса нормальной физиологии и биохимии. Лекция по патофизиологии обмена веществ перегружена отдельными специфическими нарушениями обмена, не отражает вопросов интегративной регуляции и повреждения обмена веществ, должна излагаться в разделе "Типические патологические процессы”, а не в разделе "Частная патофизиолоогия". Патофизиология обмена заслуживает более подробного изложения (например, такие важные нарушения обмена, как сахарный диабет).

Заключение: "Краткий курс лекций по патофизиологии" (методические разработки) рекомендуется для издания типографским методом для широкого использования в учебном процессе как дополнительное пособие для студентов, осваивающих фундаментальный курс патофизиологии.

Зав. кафедрой патофизиологии Уральской медицинской академии, профессор А.П.Ястребов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: