Эволюционная социология Спенсера

После смерти Конта во второй половине XIX в. появляется ряд течений социологической мыс­ли, представители которых ищут критерий общественной жизни вне ее, в первую очередь в естественных, биологических факто­рах развития. Благо этому активно способствовали достижения естествознания того периода, прежде всего учение Ч. Дарвина. Один из наиболее крупных представителей такого подхода — английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Спенсер занимался вопросами беспристрастности и объективности социальной науки.

Социологическая теория Спенсера основывается на двух положениях, заимствованных у Дарвина: понимании общества как живого организма и идее соци­альной эволюции. По существу общество копирует и воспроизво­дит живой организм, из чего следует, что для него характерны биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу. Так, дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рассматривается и его социальном проявлении как закон классовой борьбы.

Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно охаракте­ризовал функции элементов, составляющих структуру социаль­ной системы. Так, земледелие и промышленность, по его мне­нию, выполняют функцию питания, институт торговли — функ­цию кровообращения, армия — это своеобразный кожный по­кров, транспорт — сосудистая система и т. д.

В работах Спенсера содержится немало плодотворных подхо­дов к изучению общества. Один из них — выделение шести типов социальных институтов (домашних, обрядовых, церковных, политических, промышленных, профессиональных) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер пи­шет о двух его сторонах — интеграции и дифференциации социальных институтов. Современная социология подобный подход признает крайне важным и постоянно реализует в исследованиях.

Особенности спенсеровской социологии:

1. Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих исторических взглядов.

2. Трактовка общества как организма, трактовка, под которую он пытался подвести логические основания:

А) общество как органический механизм в течение своей жизни непристанно растёт и увеличивается в размере;

Б) по мере роста общества его структура усложняется, так же как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

В) как в биологических, так и в социальных организмах прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействий.

3. Эволюция общественной жизни закономерна. Процесс социальных изменений происходит по естественным законам вне зависимости от желаний людей.

Эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

1. Интеграция - в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

2. Дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Объективным критерием процесса общественного развития Спенсер считал степень дифференцированности и интегрированности того или иного явления. Главный фактор общественного развития Спенсер видел в общественном разделении труда, которое приводит к высшему – индустриальному типу общества. Спенсер даёт более богатое представление об эволюции социальной системы по сравнению с Контом, поскольку его идеи основаны на исследовании обильного этнографического материала.

Спенсер приводит мысль об усилении интеграции и дифференциации социальных функций в процессе общественного развития. Всякое развитое общество имеет три системы органов: производительную, распределительную, регулятивную. Регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. В качестве специфических частей общества он выделил домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные учреждения (социальные институты).

Социальный институт – устойчивая форма организации общественной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделённых властью и материальными средствами для осуществления социальныхролей и функций, управления и социального контроля, за соблюдением норм и правил поведения) складывается как устойчивая структура социальных действий, которые составляют первичный материал для социологических исследований, причём из них как механизмы регулирования интересны наиболее древние учреждения.

Коль скоро здесь упомянуты некоторые понятия, широко ис­пользуемые сегодня в социологии (система, функция, структура, институт), нужно отметить, что впервые ввел их в оборот и стал систематически употреблять именно Спенсер. В этом несомнен­ное значение его социологического творчества, которое не сле­дует сводить, как иногда делают некоторые авторы, лишь к грубому натурализму на основании биологизации общественной жизни.

Идеи Спенсера способствовали активному проникнове­нию в социологию эволюционизма в качестве ее методологического фундамента. Положение о родстве и сходстве человека сживотным миром, обнаруженное ученым, явилось исходным для открытия единства законов истории природы и истории человека. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической эволюции. Это явилось своеобразным импульсом для развития натурализма в социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: