Требования к изучению и оценки системы внутреннего контроля

Аудитор в ходе аудиторской проверки должен принимать во внимание то, что СВК должна включать надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.

Под контрольной средой понимают осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Для этого нужно изучить организационную структуру экономического субъекта, распределение ответственности и полномочий, осуществляемую кадровую политику, порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей, порядок осуществление внутреннего управленческого учета; подготовки отчетности для внутренних пользователей; соответствие деятельности экономического субъекта требованиям действующего законодательства.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение СВК. От него зависит насколько система контроля отвечает размерам и специфики деятельности экономического субъекта, насколько она регулярно и эффективно функционировала.

В экономическом субъекте в соответствии с внутренними учредительными документами и правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор или создана служба внутреннего аудита.

Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений.

Подлежат распределению следующие функции:

1) Доступ к активам организации;

2) Разрешение на осуществление операций с активами;

3) Осуществление хозяйственных операций;

4) Отражение хозяйственных операций в учете.

Надлежащие функционирование СВК зависит также от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучение и подготовка кадров должна соответствующим образом обеспечить высокую квалификацию и честность персонала.

Аудитор должен иметь в виду, что СВК не со 100%-ной точностью будет выпонять те цели, ради которых она была создана. Причиной этого являются следующие неизбежные ограничения СВК:

- требования руководства экономического субъекта того, чтобы затраты на осуществление контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий;

- большинство средств контроля выявляют нежелательные хозяйственные операции, а не те, которые являются необычными;

- свойства персонала делать ошибки из-за недопонимания инструкций или по небрежности;

- умышленные нарушения СВК в результате сговора сотрудников экономического субъекта между сбой или с третьими лицами;

- нарушения системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;

- распространенная практика существенных изменений условий ведения хозяйственной деятельности и правил учета, в результате чего, принятые контрольные процедуры перестанут выполнять свои функции.

Аудитор должен убедиться, что средства контроля достигают следующих целей:

- хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства, как в целом, так и в конкретных случаях;

- все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах и в надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени и в соответствии с принятой в экономическом субъекте учетной политикой;

- доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;

- соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличие активов определяется руководством с установленной периодичностью, а в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.

Затем необходимо проверить применение процедур внутреннего контроля, таких как:

- арифметическая проверка;

- проведение сверок расчетов;

- проверка правильности осуществления документооборота и наличие разрешительных записей руководящего персонала;

- проведение периодичных плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, товарно-материальных ценностей на предмет выяснений соответствии в данных бухгалтерского учета фактическому наличию;

- исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение с плановыми и выяснение причин существенных искажений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: