Ценообразование на рынке бытовых услуг

Формирование цен и тарифов на бытовые услуги имеет ряд особенностей, учитывающих специфику отрасли.

v Учитывая, что бытовые услуги потребляются непосредственно населением, цены на них, кроме составляющих элементов отпускной цены, должны учитывать факторы установления розничных цен на потребительские товары (качество обслуживания, престижность и т.п.)

v Поскольку сфера деятельности бытового обслуживания носит ярко выраженный местный характер, то ассортимент услуг и цены на них должны учитывать в максимальной степени потребности и платежеспособность населения, региональную специфику формирования затрат.

v Многообразие услуг и трудоемкость калькулирования каждого отдельного заказа в условиях общей инфляции привели к широкому использованию повышающих коэффициентов к ранее действующим ценам.

Большая часть бытовых услуг, оказываемая населению относится к социально значимым. По ним предусмотрено регулирование цен и тарифов облисполкомами и Мингорисполкомом — установление предельных цен. Применение цен и тарифов на социально значимые бытовые услуги, пре­вышающих предельные цены, является нарушением дис­циплины цен для всех организаций, оказывающих бытовые услуги населению.

Ценообразование на бытовые услуги для населения ре­гулируется:

1. Положением о формировании предельных цен (тари­фов) на бытовые услуги. Постановление Министерства эко­номики Республики Беларусь № 79 от22.07.1999 в редакции от 24.01.2003 г.;

2. Инструкция о порядке формирования и применения цен и товаров. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183.

Материалы, запасные части и фурнитура, используемые бытовыми организациями, включаются в тарифы на услуги или дополнительно оплачиваются заказчиком по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на при­обретение в соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость организациями бытового об­служивания, населения.

Цена заказа по бытовой услуге равна стоимости материа­лов, запасных частей, фурнитуры плюс цена услуги плюс на­лог на добавленную стоимость. Цена услуги включает в себя:

v себестоимость, исходя из стоимости обработки;

v прибыль;

v установленные отчисления в целевые фонды.

Рентабельность бытовых услуг исчисляется как отноше­ние прибыли к себестоимости обработки (без учета стои­мости материалов). Если организации бытового обслужива­ния реализуют товары изготовителю без предварительных заказов, то отпускные цены формируются аналогично отпускным ценам промышленности

Формирование цен и тарифов на бытовые услуги осуществляется всеми организациями на основе экономически обоснованных норм и нормативов основных материальных и трудовых затрат, разработанных и утвержденных Государственным объединением «Белбыт». По тем видам бытовых услуг, на которые нормы и нормативы основных материальных и трудовых затрат объединением не утверждены, цены и тарифы формируются на основе норм и нормативов, утвержденных руководителем организации.

Организации должны иметь экономическое обоснование установленных тарифов или ставок на оказание услуг на бу­мажных носителях. По новым видам услуг проводится регис­трация цен в соответствующих органах ценообразования.

Повышение цен на бытовые услуги в пределах установ­ленных предельных индексов изменения отпускных цен проводится в связи с повышением себестоимости услуг, обусловленным изменением цен на основные материалы, тарифов на топливно-энергетические ресурсы, переоцен­кой основных средств, повышением ставки первого разря­да, если возможно возникновение убыточности в целом по организации или по отдельным услугам, занимающим значительный удельный вес в объеме производства данной ор­ганизации. В этом случаи производится регистрация новых цен на бытовые услуги в соответствующих органах государс­твенного управления, облисполкомах, Мингорисполкоме.

Дифференциация тарифов на бытовые услуги произво­дится в зависимости:

• от категории (разряда) объекта бытового обслуживания;

• качества работ и уровня культуры обслуживания;

• степени срочности исполнения заказов;

• дополнительные услуги для заказчиков;

• изменение сезонного спроса населения;

• степень приближения услуг к заказчику.

Механизм ценообразования в этой сфере должен быть особенно гибким и включать систему скидок, предоставляемых заказчику при нарушении фирмой установленных сроков выполнения заказов или вследствие ненадлежащего качества услуг. Дополнительная оплата может предусматриваться за хранение своевременно выполненных заказов, но не востребованных заказчиком в течение срока, установленным для их получения.

Литература

1. Ценообразование: учебник /под общ. ред. И.И.Полещук – Мн.: БГЭУ, 2001, с.164-168.

2. Цены и ценообразование: учебник для ВУЗов. 3-е изд./ Под ред. В.Е. Есипова – Спб: издательство «Питер», 2000, с 367-378.

3. Ценообразование: учебное пособие/Т.В.Емельянова.2-е издание. – Мн.: Высш.шк., 2003, 198-209.

4. Цены и ценообразование: учебник под ред. И.К. Салимжанова – М.: ТК «Велби», издательство «Проспект», 2003, с 147-149.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: