Вопрос. Место цены в системе товарно-денежных отношений. Основные черты рыночного ценообразования

Цена участвует в формировании, распределении и использовании валового внутреннего продукта и национального дохода, доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы; определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень жизни общества.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. На практике применяется две системы ценообразования:

1) централизованное – которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения;

2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

В рыночных условиях цена формируется в сфере реализации товара, под воздействием законов спроса и предложения, и в основу положен механизм ценностного ценообразования, т. е. установление цен таким образом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли за счет достижения выгодного соотношения «ценность/ затраты».

Цена устанавливается производителем, т. е. собственником товара на рынке. Главной целью деятельности хозяйствующих субъектов становится достижение ими запланированного финансового состояния: максимизации прибыли, повышения капитализации, программы сокращения издержек или повышения производительности, – зависит от стратегических целей предприятия. Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно-обоснованная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, выбор соответствующей данным условиям методики установления цены.

Переход к рыночной экономике коренным образом изменил ценовую политику государства на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Возникли новые методы, принципы и подходы к ценообразованию, формированию модели цены. В современных условиях рыночный механизм ценообразования гибко сочетается с механизмом государственного регулирования цен на отдельные виды товаров и услуг.

Государство регулирует цены на ограниченный круг товаров и услуг, в отношении же подавляющего большинства товаров и услуг, государство рекомендует лишь общие правила и принципы ценообразования. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех сферах экономики и уровень жизни населения (тарифы на коммунальные услуги, тарифы на проезд в общественном транспорте), осуществляется государственное регулирование цен. Используя систему государственного регулирования цен, можно снижать цены на некоторые виды товаров и услуг определенным группам населения с низкими доходами, путем предоставления дотаций.

На большинство товаров и услуг цены формируются по определенным правилам, позволяющим учитывать спрос и предложение на данный товар, тип конкуренции, затраты на производство и реализацию продукции, размер предполагаемой прибыли, уровень и ставки уплачиваемых налогов.

Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция. Именно она движет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция проверяет производителя на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость; она ставит предпринимателя в такие условия, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, повышать качество продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования.

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: