Раздел 17. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Учет износа основных средств.
Учет доверительных операций.
Учет списанной в убыток дебиторской задолженности.
Учет бланков ценных бумаг.
Учет оборудования для монтажа.
Строительные организации учитывают принятое от заказчиков оборудование по д-ту сч.005 по заказчикам и видам оборудования по ценам, указанным в договорах. Приемка оборудования оформляется актом № ОС-15 «Акт приемки-сдачи оборудования в монтаж».
У заказчика оборудование учитывается на балансовом счете 007.
Затраты по монтажу подрядчик учитывает по д-ту сч.20. По окончании работ заказчику предъявляют расчетно-платежные документы Д 62 К 90 как продажи с соответствующими бухгалтерскими записями по списанию затрат и начислению налогов, связанных с продажей.
Бланки ЦБ и бланки строгой отчетности (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов и др.) учитывают на сч.006 в условной оценке.
|
|
Перечень этих документов, порядок хранения и использования устанавливает организация.
Списанная в убыток дебиторская задолженность в течение 5 лет учитывается по д-ту сч.007.
В случае ее погашения, что отражается записью Д 51 К 91, она списывается с К-та 007.
Аналитический учет ведут по каждому должнику и по всем долгам.
К ним относятся «Обеспечение обязательств и платежей полученных» - сч.008 и «Обеспечение обязательств и платежей выданных» - сч.009.
По д-ту 008 учитывают:
· Облигации и векселя, полученные в обеспечение выданных займов (Д 58 К 51);
· Векселя, полученные в обеспечение оплаты за проданные товары, работы, услуги, имущество (Д 62 К 90, 91);
· Приобретенные опционы и варранты (Д 91 К 51).
С к-та 008 суммы обеспечений списывают по мере погашения задолженности.
Счет 009 противоположен сч.008 по содержанию.
По д-ту 009 учитывают:
· Облигации и векселя, выданные в обеспечение выданных займов (Д 51 К 66,67);
· Векселя, выданные в обеспечение оплаты за проданные товары, работы, услуги, имущество (Д 01,08,10,20 К 60, 76);
· Проданные опционы и варранты (Д 91 К 51).
С к-та 009 суммы обеспечений списывают по мере погашения задолженности.
Аналитический учет ведут по видам обеспечений.
Забалансовый счет 010 с одноименным названием используют по объектам жилищного, объектам внешнего благоустройства, лесного хоз-ва, дорожного.
Начисление износа по указанным объектам производится в конце года по нормам ам-х отчислений.
Сч. 010 используют некоммерческие организации для учета амортизации по основным средствам.
По к-ту сч.010 списывается износ по выбывающим объектам.
Аналитический учет ведут по каждому объекту.
|
|
Составление отчетности - завершающий этап учетного процесса. Отчетность представляет собой единую систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, для экономического анализа в самой организации и оперативного руководства хозяйственной деятельностью.
Отчетность должна быть достоверной и своевременной. Она должна обеспечивать сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, указаниям утвержденными Минфином и Госкомстатом Р Ф. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля.
Требования к отчетности:
Достоверность, полнота, существенность, своевременность, нейтральность, сопоставимость показателей, данные за отчетный и предшествующий период на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем и гл. бухгалтером, или тем, кто несет официальную ответственность.
Отчетность классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяют на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется па основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, педелю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутри годовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. №129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, состоит из:
|
|
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкций о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активной организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации, и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественнойбухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
За2000 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:
• бухгалтерский баланс — форма № 1;
• отчет о прибылях и убытках — форма №2;
• отчет об изменениях капитала — форма №3;
• отчет о движении денежных средств — форма №4;
|
|
• приложение к бухгалтерскому балансу — форма №5;
• отчет о целевом использовании полученных средств — форма №6;
• пояснительную записку;
• специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик;
• итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5. Если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств(форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.