Готический храм

Готика – это понятие, относящееся к европейской культуре 13-14 вв.. Хотя хронологические рамки могут быть раздвинуты или сужены в зависимости от того, о какой стране идёт речь. Слово «готический» происходит от названия племени готов. Это время главенства церкви в жизни общества, поэтому художественная культура представлена храмами и произведениями изобразительного искусства по преимуществу на религиозную тематику. Эсхатологические настроения (ожидание второго пришествия Христа и страшного суда) в этот период не столь актуальны, но всё же присутствуют. Это выразилось в изображениях сцен страшного суда в храмовых фронтонах. Ведущая роль в этот период принадлежит архитектуре.

Особенности готической архитектуры. Объёмно-пространственная структура церквей в основных чертах оставалась той же, что и в романскую эпоху. Это были здания в форме латинского креста, трёх- или пятинефные, с поперечным трансептом, приближенным к алтарной части. Алтарная часть в виде апсиды, перекрытой конхой. Но появляются и абсолютно новые конструктивные решения, связанные с изменениями понимания церковного пространства. Готические соборы отличаются гораздо бóльшими размерами по всем параметрам по сравнению с романскими. Это было связано с ростом населения городов и с появлением ряда соборов, хранящих ценные святыни на путях паломничества. Разработанная французами в XII веке стрельчатая арка, становится неотъемлемой частью конструкции в целом, «визитной карточкой» готики. Архитектура этого времени предлагает уникальный способ решения проблемы распора свода путём перенесения тяжести свода на наружные элементы. Готический храм – это, по сути, каркасная конструкция с использованием нервюрных сводов, распор которых переноситься через систему аркбутанов на контрфорсы, увенчанные пинаклями с краббами и крестоцветами. Такое решение позволяло максимально прорезать стены проёмами и окнами, тем самым хорошо осветить интерьер собора. Но при этом возникла нехватка свободных плоскостей стен для размещения росписей. Поэтому в эпоху готики расцветает витраж как основной тип убранства церковных зданий. Фасады готических соборов, как правило, были двухбашенными, с окнами-розами и фронтонами-вимпергами над перспективными порталами. Главный, западный фасад изобиловал скульптурой, изображающей пророков, святых, королей. Немало скульптуры было и на других фасада соборов. Химеры должны были напоминать о языческих временах, а водостоки – гаргуйли - оформлялись в виде чудищ фантастического вида.

Французские соборы были очень высокими и стройными. Наиболее известные из сохранившихся: Нотр-Дам де Пари – ранний образец французской готики, в котором ещё проявляются черты предыдущего стиля - приземистость, вертикальный разбег внутренних контрфорсов не от самого основания колонн, а выше. Наиболее законченное создание стиля – собор в Реймсе, структура и внешний вид которого отличаются максимальной органичностью.

Готические соборы Германии в подавляющем большинстве случаев отличаются более упрощённой схемой, без деамбулатория, без венца капелл, часто без аркбутанов. Но есть собор в Германии, отвечающий всем принципам готической структуры – это собор в Кёльне. Его огромные островерхие башни достраивались уже в XIX веке.

Для Англии готика была и есть любимым вместе с классицизмом архитектурным стилем. Английские готические соборы по сравнению с французскими не столь высоки, зато очень протяжённы, они как бы «распластываются» по поверхности земли. В них, как правило, два трансепта, зал капитула (зал для собрания священнослужителей) в форме круга или октагона пристраивается непосредственно к собору. Принято различать в английской готике три стиля. Поскольку каждый из соборов строился очень долго (150-200 лет), то часто все три стиля можно увидеть в одном соборе. Ланцетовидный стиль получил название благодаря узким, очень вытянутым окнам со стрельчатыми завершениями; декоративный или украшенный отличается чрезвычайно сложной нервюрной сеткой (декоративные нервюры сотовых, звёздчатых, веерных сводов). Последний стиль – перпендикулярный, названный так из-за ортогональных членений оконных проёмов, чаще всего поражает изысканностью нервюрных сводов, то есть в этом стиле присутствует и декоративный стиль также. Необычайная сложность нервюрных сеток в Англии связана с особенностями местного пербекского мрамора, хорошо поддающегося обработке. Наиболее известные примеры английской готики – это: собор в Уэльсе (перевёрнутая арка на средокрестье), капелла королевского колледжа в Кембридже (самые известные и изысканные веерные своды).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: