Византийская живопись — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Византийская живопись




Византия – государство, возникшее в результате перенесения римским императором Константином в 330 году столицы римской империи из Рима в город Византий, находящийся на территории Малой Азии. Поэтому правители и жители Византии считали себя наследниками римской культуры и называли себя ромеями. Вскоре этот город был переименован в честь Константина в Константинополь (современный Стамбул – столица Турции). Заканчивается период развития византийской культуры в год падения Византии под натиском турок, в 1453 г. Византия – это огромное государственное объединение, а влияние византийского искусства наблюдается и в древней Руси, и в славянских странах Балкан, на территории православного Кавказа и Закавказья. В изобразительном искусстве многое было взято из принципов античного, а именно антропоморфные изображения Бога и святых. В остальном же, по трактовке формы, по характеру линий это искусство абсолютно отличное от античного. Решающими факторами в сложении тенденций художественной культуры Византии являются религиозные представления, христианская догматика, а в произведениях искусства не художественный образ, а богословская идея.Этим определяется приоритет церковного зодчества над светским и то, что даже в изделиях декоративно-прикладного искусства превалирует христианская тематика. . Главными в архитектуре были храмы, в изобразительном искусстве – мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры (иллюстрации книг, таких как Библия и Евангелие). Идеологи византийского христианства считали, что Бога и святых нельзя изображать так, как это было принято в античности, то есть, передавая правильно формы и объёмы. Есть две причины, объясняющих такую позицию: 1. Святые не должны походить на языческие статуи (борьба с языческими представлениями). 2. Святые не должны походить на самих людей, поскольку образ Бога «непостижим» и «неизобразим». То есть, изображение Бога – это не изображение его оболочки, а изображение его духа. Именно этим и объясняется отсутствие правильных пропорций, объёмов, жёсткость линий. Важная особенность византийской культуры – традиционализм, сохранение практически одних и тех же принципов на протяжении более тысячелетия. Периодизация:

1. Ранневизантийский период (4 в.- ок. 730 г.).

2. Период иконоборчества (уничтожение изображений и святых; 8-9 вв.).

3. Средневизантийский период (сюда входит время Македонской династии и династии Кимнинов; 9 в. – 1204 г.).

4. Поздневизантийский период (династия Палеологов; 13-15 вв.).

В византийском изобразительном искусстве главными являются мозаики, фрески и иконы. Именно в них отражена сущность Бога и святых и через христианские сюжеты раскрываются библейские и евангельские истории. Мозаика выполнялась из смальты, фрески темперными красками на штукатурке, иконы энкаустикой (восковыми красками), а позже темперными красками на доске. Стилистика мозаичных, фресковых, рельефных и книжных изображений: отсутствие пространства в изобразительном поле; плоскостность; условная свето-теневая моделировка; жёсткость линий и рисунка в целом; максимальная приближённость фигуры святого к переднему плану; торжественность и строгость в образном строе; использование в качестве главных синего и золотого цвета как символических цветов христианской мудрости. Главные иконографические типы изображений святых: Христос-пантократор («вседержитель», изображался в основном в куполе церкви); деисус (в центре Христос, справа от него в склонённой позе и с молитвенным жестом Богоматерь, слева – в склонённой позе и с молитвенным жестом Иоанн Предтеча (Креститель), как правило, в алтарной части храма; Богоматерь Оранта («молящаяся»), изображалась чаще в алтарной апсиде; такие сцены, как Крещение, Распятие, Благовещение и т. д.




Некоторые примеры изображений из смальтовой мозаики: «Император Юстиниан со свитой» и«Императрица Феодора со свитой»в церкви Сан Витале в Равенне; «Процессия мучеников» из церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (все примеры из 6 века); ангел из композиции «Силы небесные» в церкви Успения в Никее (между 7 и 11 веками); «Богоматерь с младенцем» из собора Св. Софии в Константинополе (9 век);«Христос Пантократор» из монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (Греция) (11 век).

Некоторые примеры фресковых изображений: «Снятие с креста» из церкви Св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 12 век); ангел из сцены «Жёны-мироносицы» в монастыре Милешево (Сербия, 13 век); «Сошествие во Ад» из монастыря Хора в Константинополе (14 век).

Некоторые примеры иконописи: «Св. Харитон и Феодосий» (энкаустика, 6 век) «Деисус со святыми на полях» (темпера, 11 век);«Христос Пантократор» (темпера, 14 век).

Некоторые примеры книжной миниатюры: «Богоматерь» (ок. 1000 г., золотофонная миниатюра из монастыря Св. Екатерины на Синае); «Рождество Христово и евангелист Марк» (из Тетраевангелия, 12 век).

В византийском искусстве практически отсутствует круглая скульптура. Это объясняется жёсткой позицией церковников, считавших недопустимым изображения святых в объёме (см. выше). Существуют рельефные композиции из мрамора или чаще слоновой кости, выполненные в барельефе и изображающие императоров со святыми либо святых. Примеры: диптих со сценами цирковых единоборств (слоновая кость, 5-6 века, редкий пример изображения светской сцены, что не характерно для более позднего времен); Богоматерь Одигитрия («путеводительница», слоновая кость, 10-11 века).





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 4300; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 11349 - | 7605 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.215.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.