double arrow

Собор Святого Петра в Риме

Творчество Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи(1452-1519) – гениальный мыслитель эпохи Высокого Ренессанса, живописец, рисовальщик, скульптор, естествоиспытатель. Родился в местечке Винчи близ Флоренции. Учился у Вероккио. Его творчество весьма трудно для понимания, поскольку он всегда стремился не только отразить природу и натуру, а постичь их. Постичь с помощью пытливого и неустанного анализа. Творчество Леонардо да Винчи – это попытка совместить методы научного и художественного мышления, поэтому многие его живописные произведения производят двойственное впечатление. В его стиле сочетаются натурализм и идеализм. Натурализм - в точно изображённых фигурах людей, в каждой травинке в его картинах. Идеализм - в неземном совершенстве образов. Большинство его работ оказались незаконченными или плохо сохранились из-за его экспериментов с пигментами и связующими. Многое связывает Леонардо с Флоренцией, городом, явившимся колыбелью Ренессанса. Здесь им написаны знаменитые «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», в которых он прибегает к самому популярному образу итальянского Ренессанса – образу Богоматери с младенцем. Леонардо считается художником, развившим живописный приём сфумато – передача ощущения световоздушной среды. Благодаря этому приёму фигуры в его картинах как бы обволакивались светотеневой дымкой. Самое известное произведение Леонардо – фреска «Тайная вечеря», написанная в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в миланский период его творчества. Она начала разрушаться ещё при жизни Леонардо из-за экспериментов Леонардо с красками. В ней он выступает как мастер психологической характеристики, как бы «анатомирующий» душу каждого участника этого события. Используя перспективу, он строит глубокое пространство, но при этом пишет фигуры крупными для выражения величия и особой значительности происходящего. Леонардо является и автором портретов, например, «Дама с горностаем». Одно из самых известных произведений Леонардо – «Мона Лиза дель Джоконда» - загадочно неясностью психологической характеристики героини, изображённой на фоне безжизненного, почти фантастического пейзажа, и поэтому эта работа обросла легендами и тайнами. Самое сильное у Леонардо как художника – это его графические работы, выполненные как подготовительные эскизы и самостоятельные работы. В них Леонардо удивительно точен, в них ощущение полной законченности («Автопортрет»). Закончил свой жизненный путь Леонардо во Франции, куда переехал по приглашению французского короля Франциска I.

Работа Леонардо над конным монументом для герцога Лодовико Сфорца (не сохранилась, известна по рисункам), у которого Леонардо служил в Милане, оказали огромное влияние на последующее развитие мировой скульптуры, поскольку предложенный Леонардо ракурс интересовал многих скульпторов последующего Но наибольшее значение для своего времени и для последующего развития зодчества имели архитектурные наброски Леонардо, связанные с его огромным интересом к проектированию центрических храмов . В них он часто обращается к форме круга и октагона, использует систему четырёх несущих пилонов и идею многокупольности, восходящую к византийской архитектурной традиции. И хотя ни одна из идей Леонардо не была воплощена в жизнь, тем не менее, многие зодчие его времени обращались к его проектам и использовали его предложения в своей практике.

Стиль барокко – это стиль 17 века, который зародился именно в Италии, поскольку это был стиль кардиналов и пап, вообще католической церкви, утверждающей своё влияние на умы верующих посредством художественного воздействия. Слово «барокко» означает «вычурный, причудливый» и является выражением наиболее декоративного подхода к решению композиций в архитектуре, скульптуре, живописи. Для архитектуры итальянского барокко характерно: сложные объёмно-пространственные решения, основанные на криволинейных очертаниях планов (излюбленной формой становится овал); преобладание декоративного начала над тектоническим, поскольку достижение динамичности, пластичности композиции ставится во главу угла (разорванные фронтоны, раскреповки антаблементов, тяг, пучки колонн или пилястр, явный перебор по части скульптурного декора); несоответствие между формами фасада и интерьера, основанное часто на умышленном стремлении вызвать эффект неожиданности при входе в пределы здания; в решениях интерьеров дворцовых залов и церквей архитектура теснейшим образом переплетается со скульптурой и живописью – плафоны расписываются аллегорическими композициями, в которых лепка соперничает с живописью под лепку, вводиться позолота, резные рамы, бронза, разноцветный мрамор. Подобными приёмами повышалось эмоциональное звучание архитектуры, усиливалось значение её образного строя.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Созданное им в области зодчества, относится по времени создания и к Высокому и к Позднему Ренессансу. Но по стилю эти проекты нужно рассматривать как явления Позднего Ренессанса. Все его архитектурные проекты отличаются новизной построения композиции, усложнённым языком пластики всех без исключения архитектурных элементов, «скульптурностью» архитектурного пространства, что неудивительно, потому что главное дарование Микеланджело выразилось, прежде всего, именно в скульптуре. Его архитектурные приёмы: раскрепованные антаблементы и фронтоны, пучки пилястр, глухие окна, другие атектоничные элементы. Всё это позволяет называть Микеланджело то «последним архитектором Ренессанса, то первым архитектором барокко».

План собора Св. Петра в Риме (центрический, с диагонально расположенным квадратом и папертью перед собором; именно по этому плану собор строился до конца XVI века).

Купол собора Св. Петра в Риме (правда, после смерти Микеланджело другой архитектор несколько повысил стрелу подъёма купола, но в целом решение купола осталось в соответствии с замыслом Микеланджело).

Архитектором раннего итальянского барокко был Карло Мадерна,спроектировавший монументальный фасад собора Св. Петра в Риме. В формах этого грандиозного фасада выразилось величие всей католической церкви. Ведущим архитектором высокого барокко в Италии был Лоренцо Бернини, известный и как скульптор. Бернини, будучи главным архитектором собора Св. Петра, спроектировал площадь перед собором. Трапециевидная площадь, примыкающая к ступеням собора, переходит в овальную, ограниченную двойной колоннадой из парных дорических колонн. В самом соборе Бернини оформлял интерьер и создал уникальное архитектурно-скульптурное произведение – знаменитый бронзовый на витых колоннах киворий над могилой апостола Петра, находящийся в центре собора (высота кивория – 30 метров).


Сейчас читают про: