Русская живопись во второй половине XVIII века

Ансамбль Московского Кремля

Если в предыдущий период (с X по XIV века) художественная культура Руси находилась под сильным влиянием византийской культуры, то в период с XV по XVII века при сохранении прежних приоритетов наблюдается и отчётливое национальное своеобразие в храмостроении.

С XV века в развитии древнерусской архитектуры лидирующим регионом становится Московское княжество, что было связано с активной объединительной политикой московских князей, направленной на возвышение роли Москвы. В этот период в арсенале русских зодчих, использовавших такие же планировочные схемы, как и раньше, появляются новые мотивы: килевидные закомары и ярусы килевидных кокошников (Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). В конце XV – начале XVI века в Москве по инициативе Ивана III предпринимается реконструкция Московского Кремля. Для этого приглашаются северо-итальянские зодчие, мастерство которых в ту пору ценилось чрезвычайно высоко. Стены Кремля были построены по проекту Пьетро Антонио Солари (Солари – фамилия). Успенский собор Московского Кремля был построен Аристотелем Фиораванти, который, выполняя пожелание князя, ездил во Владимир, чтобы увидеть там Успенский собор, а затем построить нечто подобное в Москве. Поэтому и в плане, и в деталях (перспективный портал, аркатурно-колончатый пояс) этот собор является своего рода стилизацией форм владимирского зодчества XII века. Архангельский собор Московского Кремля был построен по замыслу итальянца Алевиза Нового. Он применил распространённые в венецианском зодчестве раковины в верхней части фасада, что затем прочно вошло в арсенал художественных средств русских зодчих (Архангельский собор был долгое время, вплоть до эпохи Петра I усыпальницей русских князей и царей).

С шестидесятых годов XVIII века в России чётко намечается перелом в эстетических воззрениях, связанный с переходом к новой художественной системе – классицизму. К этому времени, Россия, несколько отстававшая от других стран Европы ранее, «догнала» Европу и вместе с ней приобщилась к новому стилю. Классицизм – это также «большой» стиль, поскольку он затронул все области художественной культуры. Предпосылки установления классицизма в Европе и в России:

1. С 1748 года в Италии начались раскопки Помпей, Геркуланума, Стабий – городов, погибших в 79 г. в результате извержения вулкана Везувий. Миру открылась красота памятников архитектуры, скульптуры и живописи античной эпохи.

2. Историк, основоположник истории искусства как науки Винкельман, участвовавший в раскопках этих городов, стал популяризировать эстетику классического искусства античности, призывая отвергнуть стиль барокко и вернуться «к первоистокам».

3. Нарождающийся класс капиталистов, умеющих считать деньги и не желавших вкладываться в дорогостоящие постройки, спонсировал более дешёвые проекты и также влиял на изменение эстетических воззрений.

Если в архитектуре классицизм в России обладает ярко выраженными чертами, соответствующими этому стилю в Европе, то живопись этой поры развивается весьма своеобразно. В области живописи этой поры лучшие достижения по-прежнему относятся к жанру портрета. Далеко не всегда в портретном жанре можно всегда проследить именно классицистические тенденции. Тем не менее, к таким тенденциям можно отнести выверенность композиции, строгий отбор показанных деталей. Но именно в портрете по-прежнему очень сильны традиции барочной живописи, что проявилось в парадном портрете. Работают выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

Рокотов – признанный мастер камерного портрета. Его особенность в умении глубоко проникнуть в психологический мир своих героев, показать богатство душевного мира. Живопись тонкая, построенная на мягких переходах света и тени, с отсутствием жёстких границ, («Портрет Струйской», «Портрет поэта Майкова», «Портрет неизвестной в розовом платье»).

Левицкий известен как мастер парадного портрета. Его живопись отличается виртуозностью исполнения, гладкостью эмалевидной поверхности, любовью к внешним аксессуарам в парадных портретах. «Портрет Екатерины II-законодательница», «Портрет Демидова», «Портрет Нелидовой» из знаменитой серии «Смолянки» - ученицы Смольного института благородных девиц (серия выполнена по заказу Екатерины II).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: