- История учений о государстве и праве относится к числу:
а) фундаментальных (теоретико-исторических) юридических наук;
б) отраслевых юридических наук;
в) специальных (прикладных) юридических наук.
42. К числу центральных вопросов политико-правовой теории относятся:
а) сущность и социальное предназначение права;
б) сущность и функции государства;
в) место прокуратуры в системе разделения властей;
г) ценность и границы личной свободы человека;
д) оптимальная модель организации государственной власти.
43. Предмет истории учений о государстве и праве составляют:
а) отдельные высказывания и суждения выдающихся мыслителей о политике,
государстве и праве;
б) вопросы отраслевых и прикладных юридических наук;
в) теоретически оформленные знания о политико-правовых явлениях,
представляющие собой самостоятельные концепции;
г) государство и право как непосредственные объекты изучения.
44. Методологическую основу истории учений о государстве и праве составляют:
а) метод властных предписаний;
б) принцип диспозитивности;
в) диалектический метод;
г) принцип историзма.
45. Положения, характерные для либерального направления политико-правовой
мысли:
а) различение права и позитивного(официального) права;
б) провозглашение верховенства прав человека относительно государства и
официального права;
в) провозглашение верховенства интересов государства относительно прав
человека;
г) акцент на свободу и демократию.
46. Положения, характерные для авторитарного направления политико-правовой
мысли:
а) отождествление права с позитивным (официальным) правом;
б) провозглашение верховенства прав человека относительно государства
и официального права;
в) провозглашение верховенства интересов государства относительно прав
человека;
г) акцент на власть и порядок.
47. Исторические условия формирования древневосточных представлений
о государстве и праве:
а) ирригационное земледелие, требующее гиперцентрализованной струкруры
общества;
б) организация общественной жизни в соответствии с принципом «собственность –
власть»;
в) религиозно-мифологическое мировоззрение;
г) бюрократический тип экономики, основанной на государственной и храмовой
собственности.
48. Политико-правовые аспекты брахманизма:
а) участие народа в обсуждении государственных дел;
б) естественное (прирождённое) деление людей на касты;
в) цель государства – обеспечение незыблемости кастовой структуры общества;
г) принуждения и жестокие наказания как основные средства государственного
управления.
49. Исторические условия формирования античных представлений о государстве и
праве:
а) земледелие, не требующее сооружения сложных ирригационных систем;
б) организация общественной жизни в соответствии с принципом «власть –
собственность»;
в) религиозное по форме и натурфилософское по содержанию мировоззрение;
г) рыночный тип экономики, основанной на частной собственности.
50. Основные положения античной политико-правовой теории:
а) политико-правовой нигилизм;
б) определение государства и права как необходимых условий цивилизованного
(справедливого и разумного) способа жизни;
в) доктрина естественного права.
51. Естественные законы в античном учении о праве:
а) универсальные и объективные законы бытия;
б) отражение в разуме человека божественных законов;
в) обусловленные природой самого человека веления здравого разума;
г) неотчуждаемые права человека.
52. Оптимальная форма правления по Аристотелю:
а) монархия; б) аристократия; в) полития; г) демократия.
53. Правильные формы правления по Аристотелю:
а) олигархия; б) монархия; в) аристократия; г) демократия; д) полития.
54. Критерии классификации форм правления по Аристотелю:
а) полисный или варварский способы общежития;
б) языческие или христианские идеалы организации государства;
в) субъект верховной власти (число правящих лиц);
г) отношение субъекта верховной власти к идее общего блага.
55. Исторические условия формирования средневековых представлений о
государстве и праве:
а) упадок и гибель античной цивилизации;
б) развитие буржуазных отношений;
в) формирование феодального общества;
г) господство в общественном сознании ортодоксального религиозного
мировоззрения.
56. Основные положения средневековой политико-правовой теории:
а) теологическая концепция государства и права;
б) теократическая модель государства;
в) провозглашение свободы совести и вероисповедания.
57. Естественные законы в средневековых представлениях о праве:
а) универсальные и объективные законы бытия;
б) отражение в разуме человека божественных законов;
в) обусловленные природой самого человека веления здравого разума;
г) неотчуждаемые права человека.
58.Оптимальная форма правления по Халдуну:
а) естественная монархия; б) политическая монархия;
в) халифат; г) демократическая республика.
59. Исторические условия формирования представлений о государстве и праве
эпохи Возрождения и Реформации:
а) стабильный общественно-политический порядок;
б) кризис феодального общества и развитие раннебуржуазных отношений;
в) утрата католической церковью морального авторитета;
г) гражданские и религиозные войны.
60. Основные положения политико-правовой теории эпохи Возрождения и
Реформации:
а) критика теологической концепции государства и права;
б) обоснование теократической модели государства;
в) повышенный интерес к политико-правовому наследию античности;
г) гуманистические идеалы.
61. Политико-правовые аспекты протестантизма:
а) антиклерикализм;
б) обоснование необходимости различных юрисдикций для священнослужителей
и мирян;
в) провозглашение веротерпимости.
62. Политический идеал по Бодену:
а) теократическая монархия; б) государство со смешенной формой правления;
в) демократическая республика; г) светское государство с монархической формой
правления.
63. Исторические условия формирования представлений о государстве и праве
эпохи раннебуржуазных революций:
а) буржуазная революция во Франции;
б) Голландская и Английская буржуазные революции;
в) формирование европейских национальных государств;
г) существенный прогресс в развитии естественных наук и философско-научного
мировоззрения.
64. Основные положения политико-правовой теории эпохи раннебуржуазных
революций:
а) договорная концепция государства;
б) переосмысление доктрины естественного права в контексте учения о
разумной природе человека;
в) выделение в правовом статусе человека не только обязанностей, но и
неотчуждаемых от его личности естественных прав;
г) защита политических институтов сословно-феодального общества.
65. Естественные законы в учении о праве эпохи раннебуржуазных революций:
а) универсальные и объективные законы бытия;
б) отражение в разуме человека божественных законов;
в) обусловленные природой самого человека веления здравого разума;
г) неотчуждаемые права человека.
66. Оптимальная форма правления по Локку:
а) абсолютная монархия; б) конституционная монархия;
в) аристократическая республика; г) демократическая республика.
67. Исторические условия формирования представлений о государстве и праве
эпохи Просвещения:
а) острое противоречие между буржуазными отношениями и пережитками
феодального общества;
б) Великая Французская революция и борьба США за свою независимость;
в) выход на историческую сцену в качестве организованной силы промышленного
пролетариата;
г) секуляризация общественного сознания.
68. Основные положения политико-правовой теории эпохи Просвещения:
а) провозглашение политической свободы и юридического равенства
необходимыми условиями справедливого общественного порядка;
б) углубленная разработка теории общественного договора и естественно-
правового учения;
в) идеализация буржуазных отношений;
г) юридико-позитивистское правопонимание.
69. Объективные факторы, влияющие по Монтескье на характер и содержание
государственно-правовых институтов:
а) божественное провидение;
б) уровень развития производительных сил общества;
в) климат и прочие географические условия страны;
г) духовные качества народа.
70. Акты 18-го века, в которых были материализованы политико-правовые
идеалы эпохи Просвещения:
а) Декларация независимости США;
б) Всеобщая Декларация прав человека;
в) Конституция США и дополняющий её Билль о правах;
г) Европейская Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод;
д) Французская Декларация прав человека и гражданина.
71. Исторические условия формирования представлений о государстве и праве
эпохи Промышленной революции:
а) индустриализация экономики;
б) выход на историческую сцену в качестве самостоятельной политической
силы промышленного пролетариата;
в) развитие информационных технологий;
г) обострение внутренних противоречий буржуазного (капиталистического)
общества.
72. Основные положения классического либерализма:
а) провозглашение индивидуальной свободы человека высшей социальной
ценностью;
б) идея государства – «ночного сторожа»;
в) обоснование необходимости расширения социальных функций государства.
73. Положения, характерные для социалистических учений о государстве и праве:
а) узкоклассовая трактовка природы государства и права;
б) провозглашение юридического равенства необходимым и достаточным
условием всеобщей свободы;
в) отрицательное отношение к частной собственности на средства производства.
74. Основные направления коммунистической политико-правовой теории
во второй половине 19 – 20 веках:
а) элитизм; б) марксизм; в) неолиберализм; г) анархизм.
75. Основные положения антидемократических концепций:
а) отрицательное отношение к элитистским и технократическим учениям;
б) неприятие идеи «народного суверенитета»;
в) отрицательное отношение к юридическому равенству.
76. Направления юридического позитивизма:
а) легизм (нормативизм); б) социологический позитивизм;
в) неотомизм; г) антропологический позитивизм.
77. Направления обновленной теории естественного права:
а) неокантианство; б) неотомизм; в) этатический позитивизм;
г) психологическая концепция права.
78. Явления, подрывающие по Токвилю основы либерально-демократического
общества:
а) крайний индивидуализм; б) численный рост среднего класса;
в) развитие институтов гражданского общества; г) тирания большинства.
79. Политико-правовые аспекты «украинского вопроса»:
а) будущая форма государственного устройства Украины;
б) соотношение права и морали;
в) место титульной (украинской) нации в политической и культурной
жизни Украины.
80. М.Грушевский и В.Винниченко развивали свои политико-правовые идеи
в контексте:
а) западно-европейской социал-демократии;
б) интегрального национализма;
в) трудового авторитаризма;
г) национал-коммунизма.