double arrow

Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны


РАДИО!! (особенно в блокадном Ленинграде).

Создано “Совинформбюро” – задача: изложение сводок о военных действ и фронтовых сообщений. Диктор Юрий Левитан. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача - в пропагандистской, вдохновляющей деят-ти.

Сократилось вдвое число центральных газет, уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые издания. Сократилась местная пресса. Создана сеть новых изданий - фронтовых газет. Это газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые и т.п. “Красная звезда”(печат. В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург). Центральный орган флота - газета “Красный флот”, для личного состава ввс “Сталинский сокол”. Создается фронтовая корреспондентская сеть. Важную роль играли тыловые газеты (лозунг: “Все для фронта, все для победы!”). Важное значение - листовки, плакаты. Подпольная и партизанская пресса на оккупированных территориях. В тылу врага выходили газеты «За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и т.д. В годы войны в газетах «Правда», «Комсомольская правда», «Труд» закрепляются новые формы работы с читателями (передачи по радио писем с фронта и на фронт, радиомитинги, выездные заседания редакций.). Публицистика разнообразна. Публикация писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создает у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. Публицистика использует и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк”. (Маршак, «Кукрыниксы»). Фотопублицистика (спец. ж-л “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”). Зарубежные русские издания – сочувствуют. Перестройка печати на военный лад. На 2-й день войны – Совинформбюро (задача - подготовка военных сводок). Организация массовой фронтовой печати, гражданской печати.

Выездные редакции «Правды», «КП». Темы: военное положение, показ героизма советских людей, тема единства фронта и тыла, военные действия советских войск на европейской территории.

Публицисты:

Алексей Толстой, Ник. Тихонов ,К. Симонов, М. Шаганян, Борис Горбатов, Мих. Шолохов, Вл. Величко Радио. С июля 41 г. «Письма на фронт», «Письма с фронта»

(всего 2 млн писем, 8 тыс передач).

5. Советская журналистика в послевоенный период и период «оттепели»(1946-1960-е гг.)

Направляют усилия прессы на проблемы хозяйственного строительства. Почти все местные газеты выходят в уменьшенном объеме на 2 полосах. Ограничиваются размеры, бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров лишали их возможности полно освещать жизнь страны и своего района. Растет число газет, в т.ч. городских - за послевоенное десятилетие их было создано более 30 (Заполярная правда, Знамя коммунизма (Ангарск)). Вновь создаются вечерние газеты (Вечерний Ленинград). Развивается национальная пресса. Особое место - газета «Культура и жизнь» (с июня 1946), выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. В ней регулярно печатались обзоры печати, они были одной из форм партийного руководства прессой. Критические статьи и обзоры печати обязательно перепечатывались изданиями, которые критиковались, с признанием правильности высказанных замечаний. Закрылась в 1951 г.

За послевоенное десятилетие было принято около 50 ДОКУМЕНТОВ О СМИ.

Причины: необходимость усиления идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся.

Постановления «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет «Молот», «Волжская коммуна», «Курская правда» и др. Укрепление партийного руководства печатью Постановления о газетах ТРУД, ГУДОК. «О мерах по улучшению районных газет» Антидемократические постановления «О журналах ЗВЕЗДА и ЛЕНИНГРАД»1946, «О репертуаре драм театров и мерах по его улучшению»1946, «Об опере» и др. (критика Ахматовой, Зощенко, Шостаковича и др). Кампания травли деятелей культуры, обвенявшихся в космополитизме. Обсуждение проблем подменялось субъективными оценками, публиковались наговоры и клевета. Централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС.

С 1947 повышается роль радиовещания в информировании масс, их политическом воспитании. Растет объем информационных программ «Последние известия», развивается художественное вещание, растет число лит. передач, радиотеатра и т.п. Районные радиоотделы.

К нач. 50-х увеличивается роль ТВ в системе СМИ.

В 1949 введена (ПТС) и проведена первая в СССР внестудийная передача – репортаж с футбольного матча со стадиона «Динамо».

В 1955 ежедневным стало Московское, а в 1956 Ленинградское ТВ. В стране - около 1млн телезрителей.

В марте 1953 г. умер И.Сталин, необходимо поднимать экономику. Появление в ПРАВДЕ и журнале НОВЫЙ МИР острых публицистических выступлений Овечкина - правдивое отображение колхозной жизни. Необходимость осваивать целинные и залежные земли – это широко отражалось в прессе. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА в течение полугода публиковала серию целевых полос, посвященных молодым целинникам. В период освоения целины возродились многие формы массовой работы редакций газет 30-х годов и в первую очередь выездные редакции. Они выпускали и газету на целине «КП на целине», «Правда на целине».

В 1956 г. - новый курс партии. «Оттепель» в общественно-политической жизни благотворно сказалась на системе СМИ. Главным становятся реальное положение дел в экономике, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в политической жизни. Однако положение журналистики в системе административно-командного управления остается полностью неизменной. Краткосрочность оттепели, неизменность положения журналистики как идеологической структуры партийно-директивного аппарата стали причинами возврата к старому, ж-ка оставалась важнейшим средством манипулирования. Главной платформой сторонников «оттепели» стал лит журнал «Новый мир». Симонов.

Портретные очерки послевоенного времени Полевого, Овечкина, Тендрякова, гражданской поэзией Твардовского, Шагинян и т.п.

Февр.1956 г. -20й съезд, доклад «О культе личности». После съезда новый импульс для развития печати. Экономические издания: «Промышленно-экономическая газета», общественно-политические.: «Московские новости», «Советска Россия»(новатор, с июля 56 г.)

Журналы. «Мол.гвардия», «Ленинград», «Нева». 60й г. – 4 тыс. журналов! Критичность, творческий подход, глубже в суть проблемы, развенчание культа Сталина. Некоторая свобода, ослабление тоталитарной власти.


Сейчас читают про: