double arrow

Древнерусская живопись


Христианство приняли из Византии, оттуда приходят и новые виды искусства: монументальные (то, что нельзя нести: фреска, мозаика), станковые (иконы, живопись, шитье иголкой, миниатюры книжные).

Иконографический канон тоже пришел из Византии. С каноном мы восприняли строгие законы, что этот канон нельзя нарушать.

Традиционным материалом для создания мозаики была смальта. (До этого использовали камушки + вода). Смальта - кусочки стекла, сваренные с металлами, которые (металлы) при нагревании дает особые цвета, но это довольно дорого, поэтому были они только в основном в Киеве (Киевская Русь). Смальта - цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Техника мозаики уступает технике фрески.

Техника фрески (яичные краски) - растираются минералы, разводятся яичным желтком, наносится на сырую штукатурку.

Техника фрески:На стену наносится слой штукатурки, состоящей из смеси речного песка и измельченного известняка. Этот состав отличает достаточно долгий период высыхания, в процессе которого происходят химические реакции, придающие ему исключительную прочность. Затем на еще влажную поверхность наносятся минеральные краски. Обязательным условием является естественное просушивание завершенных фресок под лучами солнца (использование искусственной тепловой обработки или химических средств исключено). Благодаря такой технике готовые фрески не подвержены влиянию ни природных явлений, ни времени.




Смотреть в Храме надо с левого угла. Программа росписи всегда создается заранее. Как какой храм расписывать - опять каноны. Росписи стен - Библия для неграмотных.

Задолго до крещения Руси, в Византии канон:

- кто написан

- какой разворот тела

- цвет одежды

- цвет фона, глаз

Икона - видимый символ невидимого мира. По преданию, самые древнейшие иконы те, что сделаны не руками (Спас Нерукотворный) + то, что написано евангелистами (теми, кто знали и Христа, и Богоматерь). С веками целая система повествовательных норм, особая символика:

- главные действующие лица изображаются в фас или в 3/4

- второстепенные герои меньше ростом, ем главнее и изображаются в профиль

- ровный божественный свет

- четыре времени года, один из евангелистов (их 4), месяцы пишется один из апостолов (12)

- золотой: божественное сияние

- пурпурныйили багряный: царственный, у Христа всегда хитон пурпурного цвета, в одеяние богородицы есть (родила царя царей)

Стандартно атлантическая иконография Иисуса Христа. Очень часто он изображается в типично атлантических одеяниях – Пурпурном хитоне и синем гиматии, с книгой в руке.  

- красный: кровь, любовь, жертва (Благовещение - красная нить, связь с будущей жертвой Христа)



- белый: - божественный свет (Божественный свет отличается от божественного сияния (золотой) тем, что белый изображался вокруг святых, необязательно божеств), чистота (Святых в белых одеждах изображают). Младенец в белое пелене - чистота души и помыслов Богородицы

- синий, голубой - небо

- зеленый - юность, надежда, природа, обновление

- коричневый - земля, прах

- черный - зло, смерть, ад, монахи

Золотые нити: А́ссист (лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела

Святые образы:

Неподвижны, бестелесны, телеса угадываем по складкам одежды. Ассист - золотые нити (тонкой кисточкой), по прядям Христа, к примеру, или узор на Хитоне Богоматери - это такое божественное сияние.

Пейзаж:

Часто присутствует в иконе, своеобразный пейзаж. Часто это горы, или простые деревья (не яблоня), города, которые изображаются сплошными фантастическими постройками.

(Горка, Дуб, Постройка - Троица Рублева)

Символы:

- круг - вечность, сияние святости

- вокруг головы - нимб - с латыни - облако, которое обозначает его святость.

- прошлое и будущее на иконе: ранние слева, поздние справа.

Обратная перспектива - крупное сзади, потому что важен тот, кто с той стороны иконы, к нему должно быть ближе изображение, он главный зритель (до 17 века так, потом прямая перспектива)



Образы Спаса - то, как изображен Христос:

1. "Спас Нерукотворный"

2. "Христос Вседержитель" или "Пантократор" - бог отец - всегда в куполе (в Софийском Киевском соборе - вершитель судеб, описан по пояс, все время смотрит на нас, суровое лицо - судья, пришло из Византии изображение, но русские потом мягче рисовали)

3. "Спас на престоле" (престол символ вселенной и царственной власти)

4. "Спас в силах" - в образе судии. В яйце - символ возрождения - овал синим цветом, ромб - красный + 4 евангелиста, но не они, а их символы, те существа, которые их сопровождают, сама икона на золотом фоне.

5. "Спас Эммануил" (Эммануил - перевод - с нами бог - 12-летний мальчик - изображение заключено в круг + свиток + верующих благословляет)

6. "Спас благое молчание" - образ Христа до прихода к людям - в белой мантии с молитвенными руками

7. "Спас недреманное око" - редкое изображение, лежит с открытыми глазами, не на минуту не забывает, что будет искупать жертву людей (вокруг него могут быть волхвы, животные, святые данное местности)

Феофан Грек (фрески) - тоже большие глаза, зрачки, все видит.

Образы Богоматери:

1. "Оранта" - молящаяся, изображается одна, с молитвенно воздетыми руками, часто называют "Нерушимая стена" - защищает верующих, изображают обычно в конхе апсиды.

2."Одигитрия" - с греч - путеводительница, изображение Богоматери с младенцем на левой руке, во фронтальной позе, на левой руке Христос, правая к младенцу поднята с молящим жестом, младенец в левой руке держит свиток, правой рукой - благословляющий верующих, свиток - текст будущей Библии.

3."Елеуса" или "Умиление" - Богоматери и Младенец сидят щека к щеке

4. "Панагия" - с греч - всемилостивая, всесвятая, изображение в полный рост с молитвенно поднятыми руками, от оранты отличается тем, что в лоне нарисован Христос. Лоно - круг на груди у Богородицы.

5. "Знамение" - редко встречается - поясное изображение Панагии

6. "Агносфитисса" «Агиосоритисса» (Я думаю, что Короткова ошиблась в названии) - с греч - заступница, в полный рост, обращенный вправо без младенца, иногда со свитком в руке

Ангелы - семь чинов ангельских

Атрибуты ангела: крест и меч, потому что это символы духовной борьбы, иногда ангелы держат за руку младенца - изображение человеческих душ.

Архангелы - 7, Михаил и Гавриил, Рафаил и т.д.

Серафимы(с греч.) - пламенный - это высший ангельский чин - шесть крыльев - символ высших духовных способностей, обычно на иконах закрывают лица (даже они не достойны видеть бога - крыльями закрываю) Васнецов изобразил лица, но это как бы критиковалось

Херувимы (с древнееврейского) - мудрость - пишут в виде открытых человеческих лиц







Сейчас читают про: