"Молящиеся новгородцы" - свое изображение в истории, семья новгородского купца, вверху Иисус, семья внизу, но в центр никого нет (двухрегистровое) - внизу маленькие дети - это как бы символ умерших душ, которые тоже с ними молятся
"Битва Новгородцев с суздальцами" - икона политическая. Суздальцы пришли покорять Новгород, новгородцы вынесли икону, чтобы защитить город, в икону начали стрелять и наслала она на суздальцев слепоту - 15 век. Напоминание москвичам (трехчастная).
Новгородской живописной школы на всех не хватало, возникло уникальное явление - "северные письма" (отдельная школа) - снежинки - вологодская область, Архангельская - примитивизм
Псковская школа - самостоятельная, до присоединения к Москве. Мирожский монастырь - стоит на острове, каждый год затапливался водой дамбы сохраняли монастырь, было потом все равно в СССР несколько наводнений - вода разрушила внизу, зато вверху буйство красок необыкновенное.
Отличается от Новгородской тем, что на золотом фоне много темно-зеленого цвета. Чудо Георгий о змее.
Московская школа в кон 14 - сер 15:
Стали забирать мастеров из разных местных школ, они, приходя в московский кремль, приносили свои техники, которые сплавлялись воедино. Первые иконы: иконы Феофана Грека (повлиял на школу, но не создал) - "Успение", "Деисусный ряд благовещенского собора" - много охристых, желтых тонов - сдержанная манера письма, схватываем весь сюжет целиком.
Рублев - самый яркий представитель - гениальный - сплавил с тем, чего достигла русская школа и с Грецией, соединил (античные каноны) - 14-15 век.
Расписал благовещенскую церковь в Москве, создал для нее иконостас, от фресок ничего не осталась, перестроили, первый высокий иконостас.
1480 - Рублев с Даниилом черным расписывает Успенский собор во Владимире: "Сошествие во ад" "Сретение Господне" - Иосиф и Мария принесли первенца крестить.
Звенигородский чин - доски - мастерская Гробаря
Троица - горки, дуб, город - икона вписана в круг (вечность) + жертвенная чаша (между, ангел, на столе) + головы наклонены - передается движение, написать тишину. Круговое движение - политический памфлет - объединение Руси. Сколько жертв присоединено, чтобы Русь собрать.
Дионисий - еще один автор - вторая половина 15 века, Русь сильное независимое гос-во - много торжества в иконе, много расслабленных ликов. "Распятие" "Спаситель в силах", житийные иконы писал "Святой митрополит Петр с житием" (читаем не по кругу, а по СТРОЧКАМ). Самая уникальная работа - росписи феропонтового монастыря.
Развитие миниатюры, теперь на бумаге - напоминает акварели, бумага позволяет рисовать много фигур и мелкие изображения.
16 век:
- расширяется круг тем (исторические факторы в церковном изображении)
- единая Русь
- возвеличивание царской власти и церкви
- общерусские церковные школы художественные
- заказ идеологии
- расширение круга художественной тематики
- не можем понять сразу о чем иикона, много людей, она перегружена изображениями.
Благовещенский собор московского кремля - все те написаны, кто имели отношение к принятию на Руси христианства.
Свеяжск - в устье реки Свияги - островной монастырь, «Христофор песьеголовец» - 16 век - мы стали государством, с которым стал читаться мир. Построен город как база русских войск в борьбе с татарским ханством.
Смоленская земля вернули - Смоленский собор. Заказ - написать Москва Третий Рим - пал Рим, утверждается эта идея третьего Рима. Священный собор. Притчи о хромце и слепце.
16 век: будет два типа письма: бытийное и притча (дидактические, назидательные вещи)
16 век: икона-историческая картина - тип. Когда была взята Казань, то русское воинство вернулось в Москву - ждет богородица с Христом "церковь воинствующая" (благословенно)- в ряду православных героев и Александр невский как герой битвы. Все очень четко прописано - первое изображение исторического деятеля - Иван Грозный
17 век: два этапа
До середины века - годуновская школа, строгановская.
Особенности годуновской школы иконописи:
1. Сочетание канонических образов и впечатлений от живой натуры
2. Многофигурные сцены, одна композиция часто содержит несколько эпизодов
3. Сочетание ярких красок
4. Попытки передать материальность предметов
5. Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица —
с острым носиком и маленькими зоркими глазами.
Характерные произведения:
- росписи Грановитой и Патриаршей палат Московского Кремля
- стенопись Троицкого собора в Вяземах
- стенопись церкви Благовещения в Сольвычегодске
- часть росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, которая датируется концом XVI века
- роспись Троицкого собора в родовой вотчине Годуновых — Ипатьевском монастыре.
Особенности строгановской школы иконописи:
1. виртуозный рисунок
2. дробная и тонкая проработка деталей
3. сияющие и чистые краски
4. многофигурные композиции
5. пейзажные панорамы