double arrow

ФЕОДАЛЬНАЯ РУСЬ


Интеграция народов Кавказа в состав России.

После окончания Кавказской войны происходила быстрая интеграция Кавказа в состав Российской империи. Вопреки утверждениям Турции, российские власти в целом уважительно относились к традиционным институтам и обычаям горцев. В отношении мусульманской веры проводилась политика веротерпимости. Самодержавие, сохраняя первенствующее положение за православной церковью, не предпринимало мер по насильственной христианизации исповедующего ислам населения. Мусульманскому духовенству были предоставлены судебные права в гражданских делах, основанные на Коране. В их ведении находились семейно-брачные отношения, разрешение на принципах шариата наследственных споров, ведение метрических книг.
Отводя такую влиятельную роль духовенству, российское правительство предпринимало организационные меры, направленные на обеспечение его благонадежности, воспрепятствование духовному влиянию со стороны Турции и Персии. В духовенство принимались только российские подданные, выдержавшие испытание в порядке, указанном наместником.
Присоединение Кавказа к России способствовало политическому, экономическому и культурному развитию народов данного региона, появлению промышленности, и национальной интеллигенции. Однако нарастание революционного движения в России вело к обострению и без того сложных национальных отношений в регионе.
Процесс интеграции Кавказа в состав России носил не простой, противоречивый, но все же объективный характер. Рассуждения о самодержавной России как о «тюрьме народов» носят не только не корректный, но и заведомо провокационный характер. Они преследуют цель опорочить и дискредитировать историческое прошлое нашего Отечества, посеять рознь и вражду между народами нашей многонациональной Родины. Исторический опыт свидетельствует, что имперская политика России на Кавказе коренным образом отличается от колониальной политики Запада. В России отсутствовало понятие «метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного русского народа. Фактически основное бремя государственного строительства несло население центральных русских губерний. Ни один народ Кавказа не исчез с лица земли под русским владычеством. Более того, некоторым народам удалось сохранить свое физическое и культурное существование только благодаря заступничеству России. Благодаря вхождению в состав Российской империи многие народы Кавказа совершили резкий скачок в социально-экономическом и политическом развитии, преодолели национальную обособленность, приобщились к мировой культуре и т.п.

В XI—XII веках на всей территории Древнерусского государства устанавливаются феодальные отношения. Землевладения княжеские, боярские и монастырские быстро растут. Земля и труд работающих на ней крестьян давали большой доход землевладельцам. Князь Владимир говорил: «Не нужно мне много золота и серебра, нужна мне дружина, с ней я добуду и золото и серебро». Позднее князья предпочитали обогащаться за счет землевладения. Так дружинник-воин превращается в боярина-землевладельца. В XI веке крупным землевладельцем стала церковь. При этом свободные общинники-смерды (крестьяне) превращаются в зависимых людей. Когда отдельные общинники разорялись и выходили из общины, они превращались в изгоев. Они попадали в кабальную зависимость от феодала.

У феодала формировалось замкнутое боярское хозяйство. Все необходимое производили сами. Имело место четкое разделение труда. Каждый делал своё дело: были огнищане, конюшие, подъездные тиуны, княжьи, сельские и ротайные (наблюдающие за пашнями), старосты.

Примером может служить хозяйство князя Святослава Ольговича. В летописи сообщается, что на его дворе находилось около 700 холопов (рабов). Имелись специальные погреба, в которых хранилось 500 берковцев меда и 80 корчаг вина.

В XI—XII веках на Руси рабство еще имело широкое распространение. Рабы были заняты в земледелии и ремеслах. Из рабов могла состоять домашняя прислуга, и даже часть вотчинной администрации феодалов. Рабами становились пленные. Рабами становились тиуны или ключники. Рабами становились те, кто женился на рабыне. В рабство попадали за долги и за преступления (например за кражу коня).


Сейчас читают про: