Основные этапы социально-экономического развития стран Запада

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО

Образовательные технологии

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями ОК:владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 1); способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК 2); способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК 5); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности способностью к социальной адаптации (ОК 6); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК 8); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК 11); способностью использовать навыки работы с информацией для решения профессиональных и социальных задач (ОК 12); способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК 1).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц

Данный курс включает лекции (52 часа) и практические занятия (16 часов). Форма контроля знаний студентов – экзамен.

Лекции, самостоятельная работа студентов.

Рекомендуемые учебники учебные пособия:

- Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки. Конец ХХ – начало XXI века. М., 2004.

- История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945 – 2000. / Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 2003.

- Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Чч. 2-3. / Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2004.

- Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. В вопросах и ответах. М., 2006.

ЗАПАДНОГО ОБЩЕСТВА в 60-е годы ХХ – начале ХХI века

60-е – первая половина 70-х годов. Успешное экономическое развитие западных стран. Достижения научно-технической революции. Усиление роли государства в экономике. Неокейнсианские идеи. Изменения в социально-классовой структуре общества. Зрелое индустриальное общество. Государство всеобщего благосостояния.

Предпосылки западноевропейской интеграции. Начало интеграционных процессов в Западной Европе. Причины образования Европейского экономического сообщества. Значение Римских договоров 1957 года и их последствия.

Развитие западноевропейской интеграции в 60-е годы. Создание таможенного союза и общего рынка товаров. Особенности сельскохозяйственной политики. Достижения и проблемы. Расширение Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Середина 70-х – 80-е годы. Неустойчивость социально-экономического развития западного общества. Экономический кризис 1974-1975 гг. Стагфляция и структурный кризис. Экономический кризис 1980-1982 гг. Неоконсервативная волна. Выработка новой экономической стратегии. Рыночный либерализм и монетаристские концепции. Структурная перестройка экономики.

Замедление интеграционных процессов в Западной Европе. Аграрные и бюджетные проблемы. Новая волна расширения ЕЭС. Политическая интеграция и европейский парламент. Ж. Делор и программа реформирования институтов ЕЭС. Проект «Европа-92».

90-е годы ХХ – начало ХХI века. Устойчивый экономический рост стран Запада. Предпосылки перехода к постиндустриальному обществу, его характерные черты. Роль новых информационных технологий. Изменения в социальной структуре общества. Социальные проблемы.

Углубление интеграционных процессов. Предпосылки создания Европейского Союза (ЕС). Маастрихтский договор 1992 г. и его основные положения. Главные направления политики ЕС. «Европа граждан». Амстердамский договор 1997 г. и его значение.

Европейский Союз в 90-е годы ХХ – начале XXI века. Основные направления в его деятельности. Создание экономического и валютного союза. Энергетические и транспортные проблемы. Единая культурная политика. Болонский процесс. Сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. Общая внешняя политика и политика безопасности.

Глобализация экономики – важнейшая особенность развития мирового хозяйства. Усиление роли ТНК. Постиндустриальное общество и «информационная экономика». Социальные последствия глобализации экономики. Геополитические, этнографические, конфессиональные изменения в современном мире. Антиглобалистские движения. Рост политического экстремизма.

Накопление к концу XX века комплекса глобальных проблем – экологических, демографических, продовольственных, энергетических, сырьевых и пр. Кризис морально-нравственных устоев современного общества. Международный терроризм. Угроза распространения ядерного оружия.

Глобальные проблемы и опыт регионального и международного сотрудничества в их решении. Выработка механизмов в предотвращении конфликтов. Роль ООН в современном мире. Трудности в формировании нового миропорядка.

Экономический кризис 2008-2009 годов и его последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: