ДМИТРИЙ БОГРОВ
Убийцей Петра Столыпина стал 24-летний анархист Дмитрий Богров. Относительно личности Богрова долгие десятилетия после его казни шли непрекращающиеся споры. С 1907 г. он служил в Киевском охранном отделении секретным сотрудником и выдавал охранке своих товарищей-анархистов. Однако, совершая покушение в театре, на виду у множества людей, террорист шёл на неизбежную смерть. Как объяснить такой поступок сотрудника охранки?
В своих письмах, написанных накануне покушения на Столыпина, Богров так объяснял свои намерения: «Нет никакого интереса к жизни. Ничего, кроме бесконечного ряда котлет, которые мне предстоит скушать в жизни. Хочется выкинуть что-нибудь экстравагантное...».
Одни историки считают, что Богров ввёл в заблуждение сотрудников охранного отделения, чтобы проникнуть в театр и выстрелить в Столыпина. По мнению других, охранка и Павел Кур-лов, зная о желании царского окружения избавиться от Столыпина, использовали Богрова как пешку в своей игре. Известны слова родственника Столыпина А. Нейдгарда о том, что премьер-министра убила «охранная пуля».
9 сентября Дмитрий Богров предстал перед Киевским окружным военным судом. Заседание проходило при наглухо закрытых дверях. На рассвете 12 сентября Богров был повешен. Поспешность и закрытость следствия и суда над Богровым уже тогда не могли не вызвать недоумения в обществе. Советский историк Арон Аврех замечал по этому поводу: «Молниеносность расправы характерна, как показывает исторический опыт, всегда в одном и том же случае: когда нужно скрыть какую-то правду, очень нежелательную каким-нибудь весьма влиятельным лицам».
В I ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
I Государственная дума собралась в апреле 1906 г., когда почти по всей России пылали усадьбы, не утихали крестьянские волнения. Как отмечал премьер-министр Сергей Витте, «самая серьёзная часть русской революции 1905 г., конечно, заключалась не в фабричных забастовках, а в крестьянском лозунге: „Дайте нам землю, она должна быть нашей, ибо мы её работники"». В столкновение пришли две мощные силы — землевладельцы и землепашцы, дворянство и крестьянство. Теперь Дума должна была попытаться разрешить земельный вопрос — самый жгучий вопрос первой русской революции.
Если в деревнях проявлениями борьбы были поджоги усадеб и массовые порки крестьян, то в Думе кипели словесные сражения. Депутаты-крестьяне горячо требовали передачи земли в руки земледельцев. Им столь же страстно возражали представители дворянства, отстаивавшие неприкосновенность собственности.
Депутат от кадетской партии князь Владимир Оболенский рассказывал: «В центре внимания первой Думы стояла земельная проблема. Среди массы скучных и однообразных крестьянских речей была произнесена одна, произведшая на нас потрясающее впечатление. Это была речь тамбовского крестьянина Лосева. Он рассказал историю Самсона, ослеплённого филистимлянами и прикованного к колонне храма. Русский народ — это слепой Самсон. Он чувствует свою силу, но, прикованный, не может себе помочь... И вот настал последний срок развязать руки могучему Самсону. А то повторится библейская история, когда он сказал: „Умри, душа моя, вместе с филистимлянами", — и потряс колонну, к которой был прикован. И храм рухнул, погребя под своими развалинами и филистимлян, и Самсона... Впечатление от этой речи было так сильно и так неожиданно, что с минуту мы все сидели как зачарованные и никто не аплодировал».
Преобладавшие в I Думе кадеты постарались найти «средний путь», примирить враждующие стороны. Кадеты предлагали передать часть земли крестьянам — но не бесплатно, а за выкуп. Речь шла не только о помещичьих, но и о казённых, церковных и иных землях. В то же время кадеты подчёркивали, что надо сохранить «культурные помещичьи хозяйства».