double arrow

Радикализм


Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социально-политическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политико-культурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм.

Радикализм как общественно-политическое направление нацелено на коренное изменение существующего политического, социального и экономического строя. Главная цель радикалов заключается в свершении революции. Поэтому само понятие радикализма определяется не какой-то единой концепцией, а методами борьбы. Радикалы не приемлют ни существующего положения вещей, ни медленного эволюционного пути посредством реформ. Свои радикалы могут быть и в консерватизме, и в либерализме. Обычно их позиция отличается бескомпромиссностью, а порой и оттенком тоталитарной организации. Для радикалов все должно быть подчинено единой цели, а "цель оправдывает средства".

Относительно русского радикализма можно сказать, что и в нем были течения, склонявшиеся к союзу с либералами, которые отстаивали мирный постеленный переход к социалистическому обществу, а были более непримиримо настроенные представители, мечтавшие о насильственном захвате власти и видевшие своей целью революционный переворот. Начало революционной альтернативе положили декабристы. Программные документы декабристов, с одной стороны, отражают идеи западноевропейского либерализма как в политическом, так и социально-экономическом аспектах; с другой - их тактические приемы сближают их с революционной альтернативой.

В 60-х — начале 80-х гг. радикальное течение было представлено движением революционных народников. Основой идеологии революционного народничества была теория «общинного социализма», впервые сформулированная в работах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый — справедливый и цивилизованный — мир. В начале 70-х гг. сформировались три основных идейных течения народнического движения — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Пропагандистское направление - исторически мыслящие личности возглавляют и направляют исторический процесс. Интеллигенция должна «идти в народ», просвещать его, готовить к будущей революции.

Бунтарское направление (Бакунин) - революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».

Заговорщическое направление (Ткачев) - не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.

В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Конечной целью ее члены признали замену монархии республикой, а средством достижения цели — подготовку крестьянской революции. Главным стало пропагандистское направление: народники становились сельскими учителями, фельдшерами, земскими служащими и пытались развернуть пропаганду среди крестьян. Успеха эта деятельность не имела

Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации — «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др.), выступавший за продолжение пропагандистской деятельности, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.), выдвинувшую на первый план политический террор против власти. В 1879—1881 гг. была развернута настоящая «охота на царя»: покушения на Украине и в Москве, взрыв в Зимнем дворце (погибло более 60 человек из обслуги и охраны). К общему благу народа, к свободе и республике народовольцы считали возможным идти через кровь, убийства, страх.

В 80—90-е гг. народничество утратило революционный характер и перешло на либеральные позиции («теория малых дел», «тихой культурной работы»). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую труппу «Освобождение труда» (1883).


Сейчас читают про: