Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева

Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX - начале XX вг (П.Ф. Лесгаф, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.М. Вентцель).

Развитие системы народного образования в СССР 1945 - 1992


Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования.

П.Ф. Каптерев (1849-1922) – истрик об-я и воспитания. Его взгляды сформировались на основе Ушинского, Пирогова. По его мнению педагогика – это прикладная область человеческого знания, которая должна опираться на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Каптерев считал что школа должны быть отделена от государства, церкви и политической борьбы. Учёный отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание (восп-ем должны заниматься родители). В.П.Вахтеров (1853-1924). Он создал эволюционную педагогику. Пед-ка по мнению В. процесс. в ходе которого необходимо выявлять у ребёнка врождённые эволюционные начала: естественное стремление к развитию ребёнка. Необходимо сформировать у ребёнка это чувство долга, тогда он будет высоконравственным человеком. Он также говорил: не желай человеку того, чего не желаешь себе. П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Создал систему элементарных физических упражнений, лечебных упражнений. Он был профессором медицины. Предовал огромные значения развитию ребёнка в семье, выделил 7 основных школьных типов, которые формируются в семье и показал, какими дети приходят в школу: лицемерный тип, чистолюбивый тип, добродушный, мягко-забитый, угнетённый, нормальный

Биографические сведения. Основные труды Закончил духовное училище, духовную семинарию и академию.

Преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии, духовной академии, читал лекции на Фребелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях.

Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения.

В советское время вел преподавательскую деятельность в школах и пед. институтах, организовал педтехникум в Воронеже.

Работы:

Педагогический процесс; Дидактические очерки; История русской педагогии; Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц; Обучение детей дошкольного возраста; Этюды по психологии народов; Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обучения и воспитания. Всего более 40 монографий и 500 статей.

Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию семейного воспитания.

Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.

Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важнейшая задача первоначального воспитания.

Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, различные треугольники и папочки.

Сумел правильно оценить пед. и общественное значение детских садов и ратовал за их распространение.

В развитии ребенка большое место отводил играм, особенно совместным.

Товарищество — важнейшее условие детских игр.

Детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей.

Необходима «живая» связь семьи с общественными организациями.

Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: