Таукель - хан. Поиски путей сближения с Россией

После смерти Хакк-Назара ханом казахов стал Шигай (1580-1582), потомок хана Джанибека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекс. хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Теуекелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Каз. же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.\\ В 1586 г. Таваккул захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Ср. Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Ср. Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Ср. Азию, Таваккул-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте. По договору нового каз. хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Каз. ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Каз. правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.

29 Есим - хан. Политическое положение Казахстана в начале 17 в. Усобицы.

Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Осложнились отношения каз. с каракалпаками. В конце 16 в. Тауекель хан выделил для них землю в Центр. К-не и Приаралье. Ч/з несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против них и в 1613 г. вынудил их покинуть ср. теч. Сырдарьи. Одновременно начались набеги ойратских племен. они совершили поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Вост. Тупкестан. В 1624 г. В 1627 г. Есим отправился в поход против ойратов. Есим умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная война хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Каз. ханства отразилась в народной памяти. Казахи наз-ют его «высокорослый Есим богатырь». \\Преемнику Тауекеля - Есиму пришлось выдержать тяж. Внутриполит. борьбу, итогом кот. было коренное реформирование полит. системы Каз. гос.-ва. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты – торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политич. права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции – «Есим ханнын ески жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. Высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители каз. общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Каждое заседание Маслихата проходило при огромном стечении народа. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане и под Ташкентом. \\ В компетенции Маслихата было принятие наиболее важных решений о войне и мире, о распределении пастбищ и водопоев, о выборах хана. Полномочия ханов в результате реформ нач. 17 в. были существенно урезаны. Он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верховным судьей, однако лишался ряда прав. Так же хан был лишен права выносить смертный приговор. Ослабление роли хана в полит. системе привело к изменению принципа выбора хана. Фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до нач. 18 в. В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжаться всей терр. ханства, к-ая перешла к биям. Вместо улусной системе в нач. 17 в. была введена жузовая организация, когда все каз земли были разделены м/у 3-мя хозяйственно-терр-ми объединениями – жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и совет биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не могло влиять на выдвижение того или иного бия.

30 Жангир – хан. Казахское ханство в 30-50 гг. 17 века.

После смерти Есим-хана в 1628 году бухарские войска вновь заняли Ташкент. Однако наследнику Есим-хана, его сыну Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного союза для отражения общей опасности с востока – нашествия ойратов. \\С образованием в 1635 году Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в 20-х годах 17 века большие массы ойратов кочевали по Оби, Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласу ойраты располагались на зимовки. Казахи были потеснены в южном и западном направлении, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В 1644 году Джангир, который выступил совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром, разбил один из джунгарских отрядов.

31.Укрепление верховной власти при Тауке – хане. «Жеты – жаргы».

В ист. К.-на ханского периода известен законодат. памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создат. принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в ист. Каз. ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. \\В «Жеты Жаргы» были закреплены осн. принципы и нормы права средневек. каз. общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни. \\Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в гос.-ве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи. \\Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. \\Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники. \\Каз. общество сост. из двух основных соц. групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политич. и правовым признакам. Это ак суйек - белая кость, к ней относились только чингисиды - потомки Чингис-хана и ходжи - потомки сподвижников пророка Мухамеда. Остальные группы относились к кара суйек - черной кости. \\Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись термины оглан, торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингис-хана по мужской линии Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом гос.-ве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени Упр.-е каз. обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеты Жаргы». \\На вершине соц. иерархии находился хан При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей терр.-ей ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитич. курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. \\В каз. обществе были баи - богатые и кедей - бедные. Богатство давало огромные выгоды, обществ. престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. Самой бесправной соц. группой каз. общества были рабы (кул). Осн. источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина. \\В каз. ханстве имело место земельное пожалование, кот. приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношения мясом - согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар, Принимали на постой войска - каналга, а также знатных людей - джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск - тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: