Понятие уголовного права, его предмет и задачи

УГОЛОВНОГО ПРАВА. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

Уголовная политика

Принципы уголовного права

Система уголовного права.

Понятие уголовного права, его предмет и задачи.

УГОЛОВНОГО ПРАВА. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

Уголовное право - отрасль правовой системы России, определяющая основания, принципы и условия уголовной ответственности, виды преступлений и наказания, назначаемые за их совершение.

Термин "уголовное право" сложился исторически от употреблявшегося на Руси понятия отвечать головой, т. е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний. Этот термин присущ только России, так как большинство стран мира определяют данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях. В юридической литературе термин "уголовное право" используется в двух значениях. Первое - как система норм уголовного законодательства, второе - как наука уголовного права. В самом общем виде предмет науки уголовного права можно определить как учение о преступлении и наказании. Преступление и наказание являются центральными понятиями уголовного права.

Термин "преступление" происходит от понятия преступить какие-то границы, пределы, т. е. нарушить общепринятые правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы, переход за которые считается преступлением. Поэтому охранительная функция является главной функцией уголовного права и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда личности, обществу, государству. Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, общества и государства материальные, политические, социальные, экономические, моральные ценности.

Нарушение других, менее значимых ценностей может влечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность.

Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для личности, общества и государства. В случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать активные действия, уголовная ответственность наступает за невыполнение этой обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается в случае невыполнения служебных обязанностей.

Наряду с охранительной функцией уголовное право осуществляет и другие функции. Уголовный закон, запрещая под страхом наказания нарушать определенные общественные отношения, способствует их закреплению и развитию. Эта функция является регулятивной. Хотя основное регулирование общественных, отношений в нашей стране осуществляется другими отраслями права (государственным (конституционным), административным, гражданским, хозяйственным и т. д.), уголовное право содействует развитию этих отношений в определенном направлении, соответствующем политике государства, и препятствует появлению и существованию негативных явлений. Поэтому следует признать, что уголовное право регулирует не только общественные отношения, связанные с уголовной ответственностью лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет, но и регулирует все отношения, входящие в сферу действия уголовного права. Эти отношения можно разделить на две группы.

В первую группу включаются отношения, регулируемые другими отраслями права, когда уголовно-правовой запрет закрепляет, обеспечивает реализацию правил поведения и взаимоотношения людей в общественной жизни, установленных другими отраслями права. Так, установленные в нормах гражданского права положения о порядке и условиях ведения предпринимательской деятельности подкрепляются нормами уголовного права, устанавливающими ответственность за незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции, фиктивное банкротство и т.д.

Вторая группа включает отношения, непосредственно регулируемые нормами уголовного права. Например, запрет лишать жизни другого человека основан на нормах уголовного права.

Уголовное право также осуществляет воспитательную функцию, содействуя развитию правосознания населения. Сам факт издания уголовных законов позволяет населению страны понять, какие деяния законодатель считает опасными для общества. Применение уголовного закона воздействует на сознание не только правонарушителей, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как правопослушание, т. е. осознанное выполнение предписаний правовых норм.

Следует отметить, что большинство граждан не совершают преступлений в силу воспитанной у них нравственной позиции. Однако часть населения, не отличающаяся стойкими нравственными убеждениями и допускающая так называемое девиантное (отклоняющееся) поведение (т. е. пьянство, совершение аморальных поступков, нарушение правил общежития и т. д.), воздерживается от совершения преступлений из-за страха перед уголовным наказанием.

Поэтому предупредительная роль уголовного права заключается как в воспитании у граждан сознания необходимости соблюдать существующие в государстве общественные отношения и не причинять вреда охраняемым ценностям, так и в удержании неустойчивых в правовом отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания.

Предметом уголовного права как отрасли российского права являются уголовно-правовые нормы, в которых закреплены деяния, признаваемые преступными, а также наказание, предусмотренное за совершение таких деяний.

Поэтому уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, устанавливает общие принципы уголовной ответственности, определяет условия, при которых наступает уголовная ответственность, устанавливает виды наказаний и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовное право определяет также виды преступлений и устанавливает за них конкретные виды наказания.

Таким образом, уголовным правом правовое регулирование осуществляется путем установления уголовно-правовых деяний и наказаний за их нарушение, привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, и назначения им справедливого наказания.

Метод уголовно-правового регулирования, осуществляемый путем применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, характерен только для уголовного права.

Законодательной основой российского уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года, в этом кодексе законодательно закреплены задачи уголовного права: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человека, а также предупреждение преступлений. Для УК 1996 года, в отличие от УК 1960 года характерна смена приоритетов ценностей - на первом месте стоит охрана личности, на втором – охрана общества, на третьем – охрана государства. В уголовном законодательстве советского периода на первом месте стояла охрана интересов государства.

§ 2. Система уголовного права.

Система уголовного права состоит из двух основных разделов - Общей части и Особенной части.

Общая часть содержит основные понятия уголовного права, законодательное определение принципов, задач уголовного права, пределов действия уголовного закона, обстоятельств исключающих преступность деяния и др.

В Общей части также сформулированы положения, определяющие основания, условия и пределы уголовной ответственности. В Общей части указываются цели наказания, содержатся описания видов наказания, определяются условия и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения от наказания.

Положения Общей части в Уголовном кодексе РФ содержатся в пятнадцати главах, которые распределены по шести разделам.

Особенная часть уголовного законодательства состоит из норм, содержащих описание отдельных преступлений с указанием на конкретные виды и размеры наказаний, предусмотренных за их совершение.

Однородные по своему характеру и сущности преступления объединены в девятнадцать глав и распределены по шести разделам.

Подобная структура Общей и Особенной части нова для Уголовного кодекса Российской Федерации. Прежние кодексы знали деление Общей и Особенной части лишь на главы.

Система Особенной части строится на основе иерархии ценностей, установленных Конституцией Российской Федерации. Поэтому в Особенной части Уголовного кодекса на первом месте находятся преступления, посягающие на личность, ее права и свободы.

Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой. Положения, сформулированные в Общей части, конкретизируются в нормах Особенной части. Практическое применение норм Особенной части невозможно без учета положений Общей части.

На практике недостаточно установить признаки деяния, указанные в определенной статье Особенной части, необходимо сопоставить это деяние с общими признаками преступления, с другими общими положениями, определяющими условия уголовной ответственности. Только опираясь на положения норм Общей части, можно правильно решить вопрос, подлежит ли лицо уголовной ответственности и какому именно наказанию.

Так, положения Общей части о необходимой обороне предусматривают условия, при которых даже умышленное причинение смерти нападающему не будет рассматриваться как преступление.

При назначении справедливого наказания за совершенное преступление необходимо руководствоваться не только санкцией статьи Особенной части, но и положениями Общей части о целях наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, порядке назначения наказания и т. д.

В ряде случаев правильная квалификация преступлений, т. е. установление соответствия совершенного общественно опасного деяния конкретным нормам уголовного законодательства, требует применения одновременно как норм Общей, так и норм Особенной части.

Так, попытка совершить убийство, не приведшая к желаемому преступником результату, квалифицируется по ст. 30 (Общая часть) и ст. 105 (Особенная часть) уголовного кодекса. Также, например, действия соучастников, не принимавших непосредственного участия в совершении преступления, но организовавших его совершение (организатор) или склонивших другое лицо к совершению преступного деяния (подстрекатель), квалифицируются по ст. 33 (Общая часть) и по соответствующей статье Особенной части уголовного кодекса, предусматривающей данное преступление.

Таким образом, только глубокое понимание сущности и взаимосвязи всех норм уголовного законодательства дает возможность точно и обоснованно применять уголовный закон в практической деятельности по борьбе с преступностью.

§ 3. Принципы уголовного права

Принцип - это основополагающее положение, которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Принципы уголовного права служат основой как для законодательной, так и для правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

В действующем Уголовном кодексе РФ, в отличие от УК РСФСР 1960 года, принципы права законодательно определены. В нем названы и получили описание пять принципов: законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость и гуманизм. Однако, в работах большинства российских ученых отмечались и другие принципы. В ряде работ проводилось деление принципов на общие, характерные для всех отраслей права, и специальные, характерные для уголовного законодательства. Так, к числу общих принципов отнесены принципы законности, демократизма, равенства граждан перед законом, справедливости, гуманизма, интернационализма. Специальными были названы принципы неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности. Некоторые авторы включали в число принципов уголовного права принцип индивидуализации ответственности и наказания.

Принцип интернационализма в период существования советского государства играл важную роль и трактовался в духе коммунистической идеологии. Он означал уголовно-правовую охрану государств социалистического лагеря. Так, ст. 73 УК РСФСР 1960 г. устанавливала, что "в силу международной солидарности трудящихся, особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства наказываются соответственно по статьям 64-72 настоящего Кодекса". Это означало, что, например, шпионаж советского гражданина против Германской Демократической Республики квалифицировался как измена Родине по ст. 64 УК РСФСР.

Статья 101 УК РСФСР 1960 г. предусматривала, что "преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств, совершенные в отношении имущества, находящегося на территории РСФСР, - наказываются соответственно по статьям настоящей главы", т. е. как преступления против социалистической собственности советского государства.

В настоящее время Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 декларирует, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Эти положения обеспечивают сотрудничество различных государств в борьбе с преступлениями международного характера, затрагивающими интересы многих государств и совершенными на территории разных стран, например наркобизнес, захват заложников, угон воздушных судов, незаконная торговля оружием и др.

В настоящее время Россия вступила в Интерпол, заключила ряд договоров о правовой помощи с другими государствами и подписала ряд международных конвенций о борьбе с преступностью.

Таким образом, вместо принципа избирательного сотрудничества с рядом государств, сходных по политической системе, осуществляется деятельность по борьбе с преступлениями, предусмотренными законодательством всех цивилизованных государств на основе международно-правовых соглашений и договоров.

Принцип демократизма не является специфическим для уголовного права. В правовом государстве должно быть демократичным все законодательство. Поэтому этот принцип не был включен УК РФ 1996г.

Неотвратимость ответственности является принципом уголовной политики, а не уголовного права, поскольку связана в первую очередь с раскрываемостью преступлений, т. е. деятельностью правоохранительных органов, и не зависит от уголовного законодательства. Уголовное законодательство применяется в случаях раскрытия преступлений и изобличения преступников.

Принцип индивидуализации ответственности и наказания является частным проявлением более общего принципа справедливости.

Принцип личной ответственности не был включен в УК 1996 г., поскольку в подготовленном варианте предполагалось установить уголовную ответственность не только физических, но и юридических лиц, как это сделано в ряде зарубежных государств, например в УК Франции 1992г. Однако при обсуждении проекта УК в Государственной Думе положения об ответственности юридических лиц были исключены.

Чрезвычайно важное значение в деле уголовно-правовой борьбы с преступностью имеет принцип законности (ст. 3 УК РФ). Этот принцип гласит: "1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается."

Этот принцип находит отражение в ряде положений Конституции и Уголовного кодекса. Так, в ст. 54 Конституции указывается, что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением".

Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает важное правило, что "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются''. В прошлом, особенно в период сталинизма, неоднократно издавались законы, в том числе имеющие уголовно-правовое значение, с грифом "без опубликования в печати" или даже "секретно".

Из этого конституционного положения следует, что уголовная ответственность может наступить только на основе опубликованного уголовного закона, знать о котором граждане имеют возможность, и только за деяние, которое в момент его совершения предусматривалось уголовным законом в качестве преступления.

Принцип законности означает также, что уголовная ответственность должна наступать в точном соответствии с действующим законом. Нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии, отмененной в 1958 г., не должно допускаться. Следует иметь в виду, что уже после отмены аналогии суды восполняли пробелы закона, применяя статьи Уголовного кодекса, предусматривающие наиболее близкие по характеру деяния или давая расширительное толкование определенным нормам уголовного права.

Реализация данного принципа бесспорно должна содействовать укреплению законности. Это означает, что не должно быть законов, устанавливающих уголовную ответственность, кроме Уголовного кодекса. Поэтому все изменения в уголовном законодательстве должны вноситься в Уголовный кодекс. В прошлом же уголовно-правовые нормы в ряде случаев содержались не в Уголовном кодексе, а в других законодательных актах.

Все граждане, следственные органы и суды при определении уголовной ответственности должны руководствоваться только Уголовным кодексом. В случаях расхождения норм Уголовного кодекса и Конституции прямое действие должны иметь положения Конституции.

Принцип законности означает также, что принимаемые уголовные законы должны соответствовать реальным социально-политическим и экономическим условиям жизни российского общества, т. е. быть социально обусловлены.

Статья 55 Конституции в части второй указывает, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это означает, что нельзя произвольно устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся проявлением прав и свобод российских граждан. Данное указание Конституции соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

Принцип равенства граждан перед законом развивает и конкретизирует положения ст. 19 Конституции, в которой говорится, что все равны перед законом и судом. В ст. 4 УК указано, что "лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

В прошлом не только руководители высших партийных органов, совершившие такие преступления, как хищение государственного и общественного имущества, получение взяток, злоупотребление служебным положением, не привлекались к уголовной ответственности, но даже рядовые члены коммунистической партии не могли быть арестованы без согласия партийных органов.

Известны случаи, когда не привлекались к уголовной ответственности знаменитые спортсмены, совершившие тяжкие преступления. Такая практика означала явное неравенство в правовой оценке поведения и поступков различных людей.

Сочетание в практической деятельности правоохранительных органов реализации принципов законности и равенства граждан перед законом характерно для правового государства.

Возникает вопрос: не противоречит ли принципу равенства граждан перед законом установление особого порядка привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц государства, депутатов законодательных органов, судей?

Обеспечение нормальной работы и независимости лиц, занятых политической или судебной деятельностью, требует создания особого положения. Нельзя допустить, чтобы по подозрению или иногда по ложным доносам судья или депутат отстранялся от работы, подвергался процессуальному принуждению, в том числе и аресту. В политической борьбе возможны различные провокации, попытки любым путем прекратить политическую деятельность того или иного общественного деятеля, дискредитировать его в глазах общества. Поэтому положение, что без согласия соответствующего законодательного органа депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, вполне обоснованно и обеспечивает депутатам уверенность в возможности активно осуществлять свои функции в соответствии со своими убеждениями. Также и судья должен быть уверен, что он не может быть арестован, подвергнут допросу, обыску и т. п. без согласия вышестоящих судебных инстанций.

Однако представляется, что иммунитет депутатов и судей должен распространяться только на их служебную деятельность. Что же касается совершения таких преступлений, как убийство, изнасилование и т. д., то они должны привлекаться к ответственности на равных основаниях, в соответствии с принципом равенства всех перед законом. Этот вопрос требует законодательного решения.

Принцип, вины, иначе называемый принципом субъективного вменения, означает, что уголовная ответственность может наступить только при наличии определенного психического отношения лица к своим действиям, носящим характер общественно опасных и причиняющим вред интересам личности, общества или государства.

В ст. 5 УК говорится: "1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается''.

Этот принцип представляется исключительно важным. В прошлом объективное вменение было известно уголовному праву многих стран. Элементы объективного вменения сохраняются и в настоящее время в уголовном праве Великобритании и в ряде развивающихся зарубежных государств.

Случайное причинение вреда, каким бы значительным он ни был, не должно влечь уголовной ответственности, хотя в определенных случаях не исключает гражданско-правовой ответственности.

Невиновное причинение вреда чаще всего встречается при дорожно-транспортных происшествиях. Так, водитель, соблюдавший все правила движения и совершивший наезд на пешехода, допустившего грубую неосторожность при переходе улицы, не должен нести уголовную ответственность, даже если результатом наезда явилась смерть потерпевшего.

Различные формы вины и их степень влияют на квалификацию преступления и на размер наказания.

Принцип справедливости сформулирован в ст. 6 УК: "1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление".

Принцип справедливости определяет индивидуализацию ответственности и наказания.

Применение к разным людям, совершившим одинаковые преступления, одинакового наказания является несправедливым, так же как и применение одинакового наказания к одинаково характеризующимся лицам, но совершившим разные преступления.

Принцип справедливости означает, что суд при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой как совершенного преступления, так и личности виновного.

Справедливость, с одной стороны, выражается в соразмерности наказания совершенному деянию и, с другой стороны, в соответствии наказания личности осужденного, т. е. всем его отрицательным и положительным свойствам и качествам, с тем, чтобы быть способным достичь его исправления.

Суды, руководствуясь положениями закона, выносят приговор на основе своего правосознания, понимания задач уголовной политики по борьбе с преступностью в каждый конкретно-исторический период. Не случайно большинство уголовно-правовых норм имеют относительно-определенные санкции с достаточно широкими пределами.

Принцип справедливости получает выражение и в установленных законом санкциях за тот или иной вид преступления. Законодатель, устанавливая санкции, принимает во внимание степень и характер общественной опасности деяния, величину причиняемого вреда, распространенность этого деяния, типологические черты личности преступника. Все индивидуальные особенности как обстоятельств совершения конкретного преступления, так и личности виновного должен учесть суд при вынесении приговора.

Положение о том, что никто не должен нести ответственность дважды за одно и то же деяние, имеет важное практическое значение в случаях, когда гражданин России, совершивший преступление за границей и понесший там наказание, вернулся в Российскую Федерацию. Его нельзя снова привлечь к ответственности, хотя бы и казалось, что понесенное им наказание слишком мягкое и не соответствует российским законам.

УК РСФСР 1960 г. предусматривал привлечение к уголовной ответственности лиц, осужденных и отбывших наказание за границей. При этом суд мог учесть это наказание, но мог и не учитывать. Положение не соответствовало ст. 50 Конституции о том, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление" и в УК РФ 1996 г. не было включено.

Принцип гуманизма сформулирован в ст. 7 УК, которая гласит: "1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства".

В этой формулировке отражены две стороны гуманизма: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав человека совершившему преступление лицу. В первом случае установление уголовной ответственности, в отдельных случаях достаточно суровой, должно оказывать сдерживающее влияние ни неустойчивых членов общества и предупреждать совершение преступления, обеспечивая тем самым защиту общества. Другая сторона принципа гуманизма направлена на обеспечение прав лиц, преступивших закон и совершивших преступление. К этим лицам не должны применяться пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Гуманизм уголовного права проявляется и в резком сокращении применения смертной казни, которая в настоящее время может назначаться только за особо тяжкие преступления против жизни (ст. 20 Конституции), а в ближайшем будущем, в связи с принятием России в Совет Европы, должна быть отменена (в настоящее время назначение исполнения смертной казни в России приостановлено). Он проявляется в установлении более мягких мер наказания несовершеннолетним, в установлении институтов условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Поскольку целью наказания является исправление преступника, а не возмездие за причиненное им зло, достижение этой цели ранее срока, установленного приговором суда, превращает дальнейшее отбывание наказания осужденным в бессмысленную жестокость.

Возможность смягчения наказания по мере исправления осужденного и возможность досрочного освобождения в случае его исправления является важной формой реализации принципа гуманизма и соответствует гуманистическим идеям современного общества.

Проявлением принципа гуманизма в уголовном праве является и институт амнистии и помилования.

Принцип гуманизма и принцип справедливости неразрывно связаны. Уголовное наказание должно быть и гуманным, и справедливым, и эффективно защищать интересы как отдельной личности, так и общества в целом.

§ 4.Уголовная политика

Задачи уголовного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими.

Формальный подход к изучению уголовного права подчас приводит к тому, что за соответствующей нормой (абстракцией) слушатель не видит ни отношений, ею регулируемых, ни, что еще хуже, тех социальных, экономических, политических и других условий, которые вызвали к жизни само появление данной нормы в уголовном праве.

Необходимо всегда помнить, что уголовное право, уголовный закон - не самоцель и их изучение также не самоцель, а средство для достижение социальных целей. Важно, чтобы это средство было максимально эффективно и в то же время по возможности наиболее гуманно, человечно, содержало минимум репрессии, необходимой для достижения главной цели - предупреждения преступлений. Целесообразность репрессии, направление, содержание и формы репрессивной деятельности государства зависят от конкретных исторических условий,­ следовательно, не могут быть неизменными, они меняются в связи с изменениями, происходящими в социальной, экономической, политической, культурной, и других сферах жизни общества.

В начале перестройки, в 1986 году, опираясь на существовавшие в то время документы и статистические данные, проф. Н.А. Беляев писал: " КПСС поставила перед обществом, государством задачу ликвидировать преступность, устранить причины и условия, ее порождающие. За годы Советской власти в этом направлении сделано очень многое: существенно сократилось абсолютное число преступлений, практически изжиты некоторые виды особо тяжких преступлений (массовые беспорядки, бандитизм и некоторые другие), ликвидирована профессиональная преступность, уничтожена организованная преступность, изменилась структура преступности в сторону преобладания преступлений, не представляющих большой общественной опасности, сократилось количество тяжких преступлений".[1] ­ И большого лукавства, искажения действительности в такой оценке положения дел того времени не было, хотя доля выдачи желаемого за действительное здесь присутствует, но это был удел всех ученых-юристов, работавших под контролем КПСС.

Что же такое уголовная политика? Основным инструментом, который используется государством и его органами для постановки и решения задач, является политика.

Политика - это направление и содержание деятельности государства в определенной области. Поэтому различают внешнюю и внутреннюю политику государства. Внутренняя политика, в свою очередь, подразделяется на экономическую, социальную, национальную и многие другие. Уголовная политика как одно из направлений внутренней политики - это направление и содержание деятельности государства в области борьбы с преступностью в стране. Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, научных и учебных заведений по правовому воспитанию граждан.

Решающее значение в предотвращении преступлений, сокращении их уровня имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и содействующие развитию культуры в стране, повышению уровня общественной нравственности.

Уголовная политика лежит в основе определения перечня составов преступлений, т. е. криминализации и декриминализации деяний, системы наказаний и т.д.

Эти и многие другие элементы уголовной политики могут меняться и фактически меняются. Постоянным остается одно - уголовная политика направляет борьбу с преступностью при помощи уголовно-правовых средств.

Уголовная политика по своему содержанию значительно шире, чем уголовное право, поскольку она определяет не только уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, но призвана решать профилактические проблемы. Это связано с решением не только правовых, но и социальных, организационных, ­идеологических, экономических и других задач. И при решении этих задач должно учитываться влияние социально-экономических мер на причины и условия преступности. Объективно это объясняется взаимосвязью и взаимозависимостью всех процессов и явлений жизни общества как внутри государства, так и за его пределами (борьба с терроризмом, захватом заложников, наркоманией, угонами воздушных судов и т.д.). Нельзя проводить экономические, социально-политические и иные реформы в отрыве от проблемы их влияния на преступность, последствия этих мероприятий обязательно надо просчитывать с точки зрения их влияния на преступность.

Уголовная политика, как часть социальной политики государства, имеет несколько аспектов:

- моральный, поскольку преступность характеризует моральное состояние общества, его здоровый или больной социальный организм;

- политический - характеризует крепость, устойчивость политического строя, власти. На протяжении многих веков, на примерах различных государств отмечена закономерность: чем крепче и устойчивее власть, тем она гуманнее и менее репрессивна, и наоборот.

- правовой - влияет на правопорядок в обществе, спокойствие

граждан, их дисциплину и уважение к закону и органам власти;

- экономический - снижение преступности влечет за собой экономическую пользу и наоборот: рост преступлений причиняет огромный экономический ущерб, как в виде прямых уб­ытков, так и в форме упущенной выгоды.

Уголовная политика определяет направление деятельности правоохранительных органов в 3-х сферах по раскрытию преступлений, и изобличению виновных; обеспечению правильного применения закона, т.е. правильной квалификации совершенного преступления и назначению справедливого наказания; исполнению назначенного судом наказания.

Деятельность по каждому из этих направлений имеет свою специфику по субъектам и роду деятельности (предмету правового регулирования).

Эта специфика послужила поводом для разделения в теории единой политики в области борьбы с преступностью на 3 составные части:

-уголовно-правовую политику;

- уголовно-процессуальную политику;

-уголовно-исполнительную политику.

Однако эти ­три составные части уголовной политики представляют собой единство: они имеют единую цель - борьбу с преступностью,­ они не могут существовать одна без др­угой, поскольку предмет каждой из них входит как неразрывная часть в предмет уголовной политики. Те, ­кто полагает, что эти три части уголовной политики имеют самостоятельное значение, обосновывают свою позицию наличием трех самостоятельных отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Действительно, эти отрасли права имеют самостоятельное значение. Однако это ни в коем случае не опровергает положения о единстве уголовной политики, поскольку нормы этих отраслей регулируют деятельность различных субъектов с единой целью - борьба с преступностью.

В средние века уголовное право вбирало в себя все эти три составные части, но углубленная разработка законодательства и теории, огромный объем материала привели к выводу, что целесообразно выделить в самостоятельные отрасли права УПК и УИП. Причем УИП отмежевалось от уголовного права совсем недавно: в конце 50-х - начале 60-х годов двадцатого века. Поэтому сейчас:

-уголовно-правовая политика (как часть уголовной политики) представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декриминализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях конкретных составов преступлений,

-уголовно-процессуальная политика (как часть уголовной политики - это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов по выработке и реализации процессуальных норм, обеспечивающих применение норм уголовного права на всех стадиях расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;

- уголовно-исполнительная политика (как часть уголовной политики) - это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на исполнение наказаний, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений.

Общепризнанно мнение, что уголовное право, уголовно-правовая политика занимает ведущее положение по отношению к двум другим частям и отраслям права.

Содержание уголовной политики составляют:

1. Выработка основных направлений деятельности государства и его органов ­в области борьбы с преступностью ­в стране ­(направление главного удара, стратегия борьбы с преступностью).

2. Определение форм и методов практической реализации намеченных направлений.

3. Постановка задач по организации борьбы с преступностью.

Содержание уголовной политики определяют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Право выступает одним из средств осуществления политики. Уголовное право -­ основная форма выражения, закрепления и практической реализации уголовной политики. На любой новый закон надо смотреть не только как на юридический ак­т, но и как на важный политический документ, выражающий новое отношение к социальным явлениям, а подчас и новое направление в уголовной политике. Кроме того, принятие нового законодательного акта, вводящего уголовную ответственность, влечет увеличение числа преступлений. И, наоборот, отмена закона уменьшает их число.

Право более консервативно, чем политика. Одним из качеств права является его стабильность, так как право отражает и закрепляет существенное, повторяющееся, типичное. Без стабильности права невозможно осуществление принципа законности. Частые изменения права порождают неуважение к закону, неуверенность в его правильности, сомнения в надежности и незыблемости законности. П­оэтому бывают ситуации, когда жизнь требует изменения, дополнения закона, это требование отражается в политике, поскольку она более оперативна, подвижна, а изменения в законодательстве осуществляются лишь через какое-то, иногда продолжительное время.

По совершенствованию уголовного законодательства в теории уголовного права высказываются две точки зрения. С­торонники одной из них считают, что уголовное законодательство должно быть стабильным, и различного рода новшества должны вноситься в него после продолжительной практики применения действующего законодательства, научного обобщения этой практики.

Другая позиция заключается в том, что уголовное законодательство должно быть оперативно, оно должно быстрее реагировать на обнаруженные практикой недостатки законодательства (пробелы, неточные формулировки, противоречия и т.п.), поскольку малейшее отставание закона от жизни снижает его силу, неизбежно влечет за собой ослабление законности. ­

Думается, что сторонники этих взглядов говорят об одном и том же, лишь акцентируя внимание на разных сторонах одного и того же положения. Все ученые и практики понимают необходимость совершенствования уголовного законодательства с тем, чтобы оно максимально точно и своевременно отражало потребности общества. Никто не призывает к тому, чтобы малейшие изменения в жизни немедленно влекли изменения в уголовном праве. Все согласны с тем, что всякое изменение законодательства должно служить делу улучшения уголовно-­правовой борьбы с преступностью­ для этого оно должно более точно, чем прежнее законодательство, отражать реальные процессы, происходящие в жизни. То есть истина лежит где-то посередине между крайними позициями, а именно: ­законы в основе своей должны быть стабильными и устойчивыми, поскольку частая смена юридических норм отрицательно сказывается на авторитете законодательства, создает определенные трудности в их применении.

В то же время законодательство не может быть слишком консервативным. Оно должно своевременно реагировать на значительные изменения общественной жизни, на новые насущные потребности, и это тоже бесспорное положение. Строгое сочетание стабильности и гибкости - вот тот баланс, который необходимо поддерживать, чтобы законодательство наиболее действенно служило интересам народа.­

Качество работы законодателя оценивается не продолжительностью времени, прошедшего с момента обнаружения недочета в законодательстве, до момента его исправления, а тем, насколько вновь принятый (измененный) закон лучше старого регулирует уголовно-правовые отношения, сод­ействует усилению охраны общества, насколько новая (измененная) норма органично вписывалась в существующую систему законодательства.

Критерии криминализации деяний.

При решении вопроса об отнесении конкретного вида человеческого поведения к преступлениям важнейшими критериями являются:

1. Оценка деяния как общественно опасного (ст. 14 УК РФ);

2. ­Признание деяния противоречащим морали и взглядам подавляющего большинства членов общества.

3.Борьба с такими деяниями возможна только путем применения уголовного наказания, т.к. использование иных мер убеждения и принуждения для этой цели недостаточно и только уголовное наказание способно обеспечить достижение цели. Однако нельзя забывать, что наказание приносит не только пользу, но и влечет вредные последствия, как для осужденного, так и для общества. Лишение свободы (а оно наиболее часто применяется судами) нередко оказывается карой не только для осужденного, но и для членов его семьи, разрывает не только преступные, но и социально-полезные связи осужденного. Используются они, как правило, на работах не по специальности, и, следовательно, не приносят той пользы, которую могли бы принести. Педагогическая наука утверждает, что наиболее эффективным средством воспитания людей является убеждение, а к преступникам, которые более чем другие граждане нуждаются в воспитании, применяется принуждение. Наука утверждает, что основным способом воспитания является здоровый коллектив, а осужденный помещается в преступную среду. Длительное пребывание в местах лишения свободы отрывает осужденного от реальной жизни на свободе и по освобождению из колонии он не всегда может адаптироваться к незнакомой для него жизни, и вновь совершает преступления.

4. В материальном отношении объективно возможно обеспечить реализацию принятого закона (сейчас колоссальная загруженность следственных изоляторов, перегрузка в работе следственного аппарата, судей, трудно обеспечить суды народными и присяжными заседателями, и др.).

Все эти моменты необходимо учитывать при принятии нового закона. Одновременно с процессом криминализации идет и обратный процесс – декриминализация, т.е. исключение норм из УК, это объясняется тем, что с изменением социального строя отпадает необходимость защищать те или иные отношения мерами уголовного права, отпадает опасность тех или иных деяний, характерная для преступления.

Таким образом, уголовное право реализует уголовную политику государства, в законах отражается эта политика. Меняется политика, и меняются законы. Наиболее ­ резко меняется законодательство, когда в обществе, в государстве происходят не эволюционные, а революционные изменения, преобразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: