double arrow

Начало ВОВ. Переход экономики на военный лад. Формирование воинских частей на территории Казахстана


Развитие культуры Казахстана в 20-40х гг. (радио, кино, печать, наука, литература и искусство).

Общественно-политическая жизнь в Казахстане в предвоенные годы.

В 30-годы в стране повсеместно установились социалистические отношения.
Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены. С одной стороны, утверждалась общественная собственность на средства производства, с другой, шло отчуждение крестьянства от земли. Провозглашённый союз рабочего класса и крестьянства по существу не имел экономической основы. В стране утвердилась бюрократическая централизация, провозглашённая сталинской конституцией ССР 1936 г. Суверенитет республик не получил на деле полной реализации. Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат центра, в том числе союзных наркоматов. Социализм принимал тоталитарный, казарменный характер.
«Теория» Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов, ограничения роли Советов, как органов государственной власти. Всё больше и больше попирались права личности. Человек, высказывавший альтернативное мнение, мог быть причислен к врагам народа.В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание (ОСО) для применения репрессивных мер (ссылка, заключение в исправительные лагеря, высылка за пределы ССР).




Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце гражданской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. Репрессиям подверглись Ж. Аймаутов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, А. Букейханов и многие другие видные деятили и члены партии «Алаш». 4 апреля 1930 года коллегия ОГПУ Казахской ССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймаутова. Вслед за процессом над «промпартией» в Москве был «раскрыт» «заговор» строителей «красной столицы» (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров (П.Т. Буддаси, С.Б. Голдгор, С.А. Баграков, М. Тынышпаев и др.)

В 1937-1938 годах террор принял массовый характер. В эти годы врагами народа были объявлены многие из тех , кто участвовал в установлении и упрочении Советской власти: А. Асылбеков, А. Айтиев, С. Арганчеев, С. Мендешев, Б. Алманов, Н. Тюрякулов, Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, Н. Сыргабеков, С. Шарипов, М. Джанибеков. Видные деятели партийной организации Казахстана У. Исаев, У. Джандосов, А. Досов, Т. Жургенов, У. Кулымбетов, С. Сегизбаев, И. Кабулов, И.М. Беккер, С. Нурпеисов, Н. Нурмаков, М. Татимов, К. Таштитов и многие другие пали от рук сталинских палачей.



Были репрессированы и физически уничтожены основатели казахской литературы – С. Сейфулин, Б. Майлин, И. Джансугуров, М. Джумабаев, М. Дулатов. Серьёзный урон понесла наука Казахстана. Подвергались репрессиям основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов, видный учёный-языковед проф. К. Жубанов, основатель казахской исторической школы проф. С.Д. Асфендиаров, один из руководителей Казахского филиала АН СССР М. Тулепов и др.

В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию. \\26 дек. 1919г был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана ЧК по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в К.-не работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232 ч.-ка. Был объявлен массовый культпоход в аул. Формировалась сист. образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Созданы были учебники на каз. языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на каз языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход каз. алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от нац. традиций и культуры. \Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Каз. государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельхоз институт (1930 год),Алма-Атинский мед. институт (1931 год), Каз. государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым. \\В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР. \\В 1926 году открылся первый нац. каз. театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт муз. театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой каз. оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр им. Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада каз. искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал для развития муз. искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен каз. народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год). \\20-30-с годы — это сложное время в истории культуры К.-на, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.



22 июня 1941 года началась ВОВ. По замыслу фашистских стратегов, в соответствии с планом "Барбаросса". территория К.-на должна была входить в "Гросстуркестан". Но советский народ сопротивлением сорвал план молниеносной войны. С первых часов и дней войны на территории К.-на начадось формирование воинских частей и подразделений. Всего было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов В том числетри кавалерийские дивизия и две стрелковые бригады были каз. национальные. \\За годы войны в действующую армию было призвано 1 19б 164 казахстанца.

Как известно, начальный период войны был очень тяжелым.К концу 1941 г. СССР потерял значительную часть территорий, включая Белоруссию, европейскую часть России почти до границ, где были сосредоточены стратегические ресурсы и производство. В этих условиях неизмеримо возросла роль К.-на. Война потребовала увеличения выпуска продукции черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. Началась перестройка экономики на военный лад. Например, за 38 дней был сдан в эксплуатацию Джездинский марганцевый рудник. К.-н принимал эвакуированные предприятия. В 1941/42 годах в республику было перебазировано 220 заводов и фабрик, цехов в основном из Украины. Основными районами размещения этих предприятий стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Актюбинск. Всего BJ941-1945 голах в Казахстане появилось 460 предприятий, включая и эвакуированные. Республика давала 85% свинца. 35% меди, 60% молибдена, 65% висмута. Шахтеры Караганды та пхпы войны выдали 14 млн т угля. Несмотря на то, что две трети призванных на фронт были сельскими тружениками и во многих колхозах до 80% работающих были женщины, колхозники проявили трудовой героизм. Так, звеньевой колхоза «Курман» Берсиев установил мировой рекорд урожайности проса - 202 центнера с гектара, звеньевой колхоза "Авангард" И. Жахаев добился мирового рекорда по выращиванию риса -172 центнера с гектара. Среди особо отличившихся в те суровые для страны годы можно назвать чабана Ж. Мукашева. свекловод М. Мухамедиеву, табунщицу Ш. Шугаипову и мн.др. Население К.-на при стало собирать средства на стр.-во танков, самолетов, а нередко целых колонн и эскадрилий. Были эвакуированы творческие и научные коллективы. В Алма-Ату прибыли Московская и Ленинградская киностудии, более 20 научных учреждений и такие всемирно известные ученые академики И. П. Вернадский, А.Обручев, A.M. Панкратова, А. А. Скочинский и др.







Сейчас читают про: