double arrow

Культура Казахстана на современном этапе (образование, наука, музыка, театр и кино)

Принятие Конституции РК (30 августа 1995 года).

Становление многопартийной системы в РК.

В августе 1987 г. образовалась первая независимая организация – социально-экологическое объединение «Инициатива», которое ставило своей целью содействие повышению социальной активности населения на основе антивоенных, экологических, гуманистических и миротворческих идеалов, принципов гласности, демократизации, социального равенства и справедливости. Экологическими организациями республиканского, затем международного масштаба, становятся антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» и общественный комитет по проблемам Арала, Балхаша и экологии К.-на. В середине 1990 г. появилось движение «Азат» и одноименная полит. партия. Кроме названных, действовали и другие полит. партии и движения, а всего в 1991 г. в республике насчитывалось свыше 120 самостоятельных объединений. \\Процесс перестройки, обновления и демократизации в К.-не развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на полит. жизнь республики. 1) Первые ласточки демократии – социал-демократическая партия К.-на и гражданско-демократическое движение «Азат». Главной целью «Азат» определил борьбу за государственный суверенитет К.-на в рамках СНГ. 2) К осени 1991г. появились новые партии демократической ориентации. В этом плане можно отметить Республиканскую партию К-на. 3) В период с 1993 по1995 гг. характеризуется углублением процесса многопартийности, появлением новых, независимых средств массовой информации, возникновением первых атрибутов гражданского общества, стремлением взаимодействия трех ветвей власти. В это время в среде партий и общественных объединений наметилась тенденция к объединению сил, созданию различных групп и блоков. В феврале 1993г. состоялась учредительная конференция «Союза народного единства К.-на». С этого момента начал работать «Круглый стол», организованный с целью улучшения взаимоотношений политических партий и общественных движений К-на. //Наряду с ростом численности созданных в К.-не партий, возроло также количество вновь образованных историко-просветительских, национально-культурных, женских, молодежных, ветеранских общественных формирований. Вместе с тем успешно начали функционировать природоохранные, антивоенные, миротворческие и иные организации. 4) Период с момента принятия новой Конституции К.-на – с августа 1995г. Ожидается, что этот новый документ окажет бесспорное влияние на полит. жизнь страны. Можно отметить партию «Отан», созданную на базе «Общественного штаба в поддержку кандидата в президенты Н.А.Назарбаева» в январе 1999г. Председателем партии был избран Назарбаев, но т.к. пункт 2 статьи 43 Конституции РК не позволяет занимать главе гос-ва партийный пост, то на этот пост был «делегирован» С.Терещенко.

Отдельно следует отметить экологические организации. Экологическими организациями республиканского, затем международного масштаба, становятся антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» и общественный комитет по проблемам Арала, Балхаша и экологии К.-на. Движение «Невада – Семипалатинск» начало свою деятельность в 1989г. Возглавил его известный общественный деятель О.Сулейменов.

Конституционная реформа, начатая с Декларации о гос. суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием 2-х конституций переходного периода (1-я – 28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и находится на стадии «переходности» к созданию эффективно работающих конституционной и законодательной баз государства. 1 Конституция (28.01.1993) закрепила изменение состояния суверенитета и переход окончательный территории К.-на со всей сложившейся социальной, экономической инфраструктурой под полную юриспруденцию Республики в результате распада СССР; закрепила территориальную целостность и границы РК; определила приоритеты нового независимого государства РК в области экономики, политики, гражданства, институтов управления, прав человека и гражданина и их обязанностей; отношений между государством и гражданином; Но Конституция была принята когда: институты государственной власти и управления находились ещё в переходном периоде становления в постсоветском обществе; ещё происходило становление рыночной экономики, и определялись приоритеты развития в экономической сфере, в политике, в государственном управлении; 1 Конституция обнаружила оторванность от социально-экономических и полит. интересов каз. общества; Первая Конституция позволила смягчить правовые и гос. проблемы, возникшие при переходе от одной системы к новым отношениям в переходный период. Новая конституция принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 (имеет 9 разделов): была закреплена исторически необходимая система правления страной – Президентская республика по форме, но по многообразию и гибкости элементов этого правления казахстанская форма президентского правления обретает по Конституции 1995 года, завершённый вид особой системы разделения и функционирования единой гос. власти в обществе; значительное усиления института президентства. Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную. Президент – основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной (правительство) и законодательной (парламент); Чётко ограничен круг деятельности парламента и функции палат парламента; права и обязанности президента; компетенция правительства и его подотчётность парламенту; функционирование местных исполнительных

органов. Впервые заложен институт импичмента президенту; Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов; Усилен раздел прав человека и гражданина; Заложила институты рыночной экономики. Отличие Конституции 1995 от Конституции 1993г.: установила право собственности (в том числе и на землю); записала перечень прав человека, не зависящих от экономики (свобода слова, партийность); сформировала зарождающимся рыночным отношениям соответствующие права человека (право на труд, на минимум медицинских услуг, на свободный выбор трудовой деятельности); чётко очерчен круг обязанностей исполнительной, судебной, законодательной властей; установила защиту и утверждение прав человека не в правительстве, не у президента, а в суде. Как в любом правовом государстве. В Конституции заложен фундамент правового гос.-ва и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества.

84.Долгосрочные приоритеты, цели и задачи их реализации. (Послание Президента страны народы Казахстана – «Казахстан 2030»).

Послание президента страны народу К-на. К.-н – 2030. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.» обнародовано 10 декабря 1997 г. в г. Акмоле во время мероприятий, посвященных юридическому признанию новой столицы К.-на (на собрании республиканского актива). В основу легли положение работ Назарбаева 1992-1996 г., в том числе и книги «На пороге ХХ1 века». Президент РК первый из государств СНГ выдвинул своё видение перспектив развития целого государства на длительный период в 33 года и поиск эффективных путей укрепления суверенитета. Отличие Стратегии … от предыдущих Посланий президента: рассчитано на весь народ; затрагивает интересы всех конкретно, искренне; требует серьёзного изучения; разработана при изучении опыт. Приоритеты: 1.Нац безопасность. Обеспечит развитие Каз как независимого суверенного гос-ва при сохранении полно территориальной целостности. 2.Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укркепить внутриполитическую стабильность и нац. единство, что позволит Каз-ну претворить в жизнь национальную стратегию. 3.Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных устойчивых и возрастающих темпов экономического роста. 4.Здоровье образование и благополучие граждан К-на. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду. 5.Энергоресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы К-на путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения дохода. 6.Инфраструктура. В особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению нац безопасности, политической стабильности и экономическому росту.7.Профессиональное гос-во. Создать эффективный и современный корпус гос служащих К-на, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей. Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий гос-ва и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.

Национальная безопасность. Обеспечит развитие Казахстана, как независимого суверенного государства при сохранении полно территориальной целостности.

2. Внутри политическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.

4. Здоровье образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.

5. Энергоресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения дохода.

6. Инфраструктура. В особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.

7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.

После1991г определился кризис системы образования. На 1 янв 93г в Каз было закрыто 303 дет сада, на 154 тыс мест сокращено кол-во средних школ. В то же время, начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений, школ, ВУЗов. Принятие закона о языках и соответствующей статтьи конституции позволили начать возрождение национального образования. Их 8610 образованных школ 3379 работало на каз языке, 72 на узбекском, 16 на уйгурском, 3 на таджикском. Увеличилось число смешанных школ до 2299. Кол-во школ работающих на русском до2840. Для изучения каз яз вышло 78 книг общим тиражом 5 млн экземпляров. Крупным событием в культ жизни Каз стал всемирный курултай казахов в сентябре 1992г с участием известных писателей, поэтов, ученых, общественно-религиозных деятелей со всего мира. В это время в культурных процессах наблюдаются негативные элементы: проблемы финансирования учреждений культуры, науки, вследствие экономических трудностей, усиление соц незащищенности врачей, учителей. В целом процессы происходящие в обществе характеризуют современный период как переходный со всеми присущими ему трудностями и недостатками. Больше открытости привело к международным соглашениям с Турцией, Китаем, Рос, США, Германией, ВеликобританиейЛето 1999г проведение в Алма-Аты международного кинофестиваля. Проводятся встречи с ведущими специалистами в области культуры разных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: