Таблица 9
Таблица 7
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Категория дорог и улиц | Основное назначение дорог и улиц |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Магистральные дороги: | |
| скоростного движения |Скоростная транспортная связь между|
| |удаленными промышленными и планиро-|
| |вочными районами в крупнейших и|
| |крупных городах; выходы на внешние|
| |автомобильные дороги, к аэропортам,|
| |крупным зонам массового отдыха и по-|
| |селениям в системе расселения. Пере-|
| |сечения с магистральными улицами и|
| |дорогами в разных уровнях |
| регулируемого движения |Транспортная связь между районами|
| |города на отдельных направлениях и|
| |участках преимущественно грузового|
| |движения, осуществляемого вне жилой|
| |застройки, выходы на внешние автомо-|
| |бильные дороги, пересечения с улица-|
| |ми и дорогами, как правило, в одном|
| |уровне |
|Магистральные улицы: | |
| общегородского значения: | |
| непрерывного движения |Транспортная связь между жилыми,|
| |промышленными районами и обществен-|
| |ными центрами в крупнейших, крупных|
| |и больших городах, а также с другими|
| |магистральными улицами, городскими и|
| |внешними автомобильными дорогами.|
| |Обеспечение движения транспорта по|
| |основным направлениям в разных уров-|
| |нях |
| регулируемого движения |Транспортная связь между жилыми,|
| |промышленными районами и центром го-|
| |рода, центрами планировочных райо-|
| |нов; выходы на магистральные улицы и|
| |дороги и внешние автомобильные доро-|
| |ги. Пересечения с магистральными|
| |улицами и дорогами, как правило, в|
| |одном уровне |
| районного значения: | |
| транспортно-пешеходные |Транспортная и пешеходная связи меж-|
| |ду жилыми районами, а также между|
| |жилыми и промышленными районами, об-|
| |щественными центрами, выходы на дру-|
| |гие магистральные улицы |
| пешеходно-транспортные |Пешеходная и транспортная связи|
| |(преимущественно общественный пасса-|
| |жирский транспорт) в пределах плани-|
| |ровочного района |
|Улицы и дороги местного значения: | |
| улицы в жилой застройке |Транспортная (без пропуска грузового|
| |и общественного транспорта) и пеше-|
| |ходная связи на территории жилых ра-|
| |йонов (микрорайонов), выходы на ма-|
| |гистральные улицы и дороги регулиру-|
| |емого движения |
| улицы и дороги в научно-произ-|Транспортная связь преимущественно|
| водственных, промышленных и ком-|легкового и грузового транспорта в|
| мунально-складских зонах (райо-|пределах зон (районов), выходы на|
| нах) |магистральные городские дороги. |
| |Пересечения с улицами и дорогами|
| |устраиваются в одном уровне |
| пешеходные улицы и дороги |Пешеходная связь с местами приложе-|
| |ния труда, учреждениями и предприя-|
| |тиями обслуживания, в том числе в|
| |пределах общественных центров, мес-|
| |тами отдыха и остановочными пунктами|
| |общественного транспорта |
| парковые дороги |Транспортная связь в пределах терри-|
| |тории парков и лесопарков преиму-|
| |щественно для движения легковых ав-|
| |томобилей |
| проезды |Подъезд транспортных средств к жилым|
| |и общественным зданиям, учреждениям,|
| |предприятиям и другим объектам го-|
| |родской застройки внутри районов,|
| |микрорайонов, кварталов |
| велосипедные дорожки |Проезд на велосипедах по свободным|
| |от других видов транспортного движе-|
| |ния трассам к местам отдыха, общест-|
| |венным центрам, а в крупнейших и|
| |крупных городах связь в пределах|
| |планировочных районов |
|———————————— | |
| Примечания: 1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава|
|транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и|
|являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского|
|центра. |
| 2. В зависимости от величины и планировочной структуры городов,|
|объемов движения указанные основные категории улиц и дорог допускается|
|дополнять или применять их неполный состав. Если расчетные затраты|
|времени на трудовые передвижения превышают установленные настоящими|
|нормами, допускается при наличии специальных обоснований принимать|
|категории магистральных улиц и дорог, приведенные в настоящей таблице|
|для групп городов с большей численностью населения. |
| 3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения|
|допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных|
|только для пропуска средств общественного транспорта с организацией|
|трамвайно-пешеходного, троллейбусно-пешеходного или|
|автобусно-пешеходного движений. |
| 4. В исторических городах следует предусматривать исключение или|
|сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию|
|исторического ядра общегородского центра: устройство обходных|
|магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта,|
|пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно|
|по периметру этого ядра. |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Таблица 8*
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
| |Рас- |Шири-|Число|Наи- |Наи- |Ширина|
| |четная|на |полос|мень- |боль-|пеше- |
| |ско- |поло-|дви- |ший |ший |ходной|
| Категория дорог и улиц |рость |сы |жения|радиус|про- |части |
| |цвиже-|дви- | |кривых|доль-|троту-|
| |ния, |же- | |в пла-|ный |ара, м|
| |км/ч |ния, | |не, м |ук- | |
| | |м | | |лон, | |
| | | | | | %о | |
|————————————————————————————————|——————|—————|—————|——————|—————|——————|
|Магистральные дороги: | | | | | | |
| скоростного движения | 120 | 3,75| 4-8 | 600 | 30 | - |
| регулируемого движения | 80 | 3,50| 2-6 | 400 | 50 | - |
|Магистральные улицы: | | | | | | |
| общегородского значения: | | | | | | |
| непрерывного движения | 100 | 3,75| 4-8 | 500 | 40 | 4,5 |
| регулируемого движения | 80 | 3,50| 4-8 | 400 | 50 | 3,0 |
| районного значения: | | | | | | |
| транспортно-пешеходные | 70 | 3,50| 2-4 | 250 | 60 | 2,25 |
| пешеходно-транспортные | 50 | 4,00| 2 | 125 | 40 | 3,0 |
|Улицы и дороги местного| | | | | | |
|значения: | | | | | | |
| улицы в жилой застройке | 40 | 3,00| 2-3 * | 90 | 70 | 1,5 |
| | 30 | 3,00| 2 | 50 | 80 | 1,5 |
| улицы и дороги научно-произ-| 50 | 3,50| 2-4 | 90 | 60 | 1,5 |
| водственных, промышленных и| 40 | 3,50| 2 | 50 | 70 | 1,5 |
| коммунально-складских районов| | | | | | |
| | | | | | | |
| парковые дороги | 40 | 3,00| 2 | 75 | 80 | - |
|Проезды: | | | | | | |
| основные | 40 | 2,75| 2 | 50 | 70 | 1,0 |
| второстепенные | 30 | 3,50| 1 | 25 | 80 | 0,75 |
|Пешеходные улицы: | | | | | | |
| основные | - | 1,00|По | - | 40 | По |
| | | |рас- | | | про- |
| | | |чету | | | екту |
| второстепенные | - | 0,75|То же| - | 60 | То же|
|Велосипедные дорожки: | | | | | | |
| обособленные | 20 | 1,50| 1-2 | 30 | 40 | - |
| изолированные | 30 | 1,50| 2-4 | 50 | 30 | - |
| |
|———————————————————————————————— |
| * С учетом использования одной полосы для стоянок|
|легковых автомобилей. |
| |
| Примечания*: 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом|
|в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава|
|размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей,|
|технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров,|
|зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований|
|и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в|
|красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50 - 75;|
|магистральных улиц - 40 - 80; улиц и дорог местного значения - 15 - 25.|
| 2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах|
|с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать|
|расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного|
|движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением|
|продольных уклонов. |
| 3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и|
|дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать|
|крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы "пик" при|
|интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч|
|допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8 - 12 м. |
| На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых|
|автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м. |
| 4. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ наибольшие продольные|
|уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на|
|10%. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м3/м в|
|пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы|
|шириной до 3 м для складирования снега. |
| 5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются|
|площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п. |
| 6. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом|
|снегоприноса более 200 м3/м ширину тротуаров на магистральных улицах|
|следует принимать не менее 3 м. |
| 7. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также|
|при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях|
|допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м. |
| 8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий,|
|подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее|
|чем на 0,5 м. |
| 9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных|
|параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с|
|учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при|
|обязательном резервировании территории и подземного пространства для|
|перспективного строительства. |
| 10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях|
|реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта|
|допускается использовать параметры магистральных улиц районного|
|значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.|
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Категория сельских|Основное назначение|Расчетная|Ширина|Число|Ширина |
| улиц и дорог | |скорость |полосы|полос|пешеход- |
| | |движения,|движе-|дви- |ной части|
| | | км/ч |ния, м|жения|тротуара,|
| | | | | |м |
|——————————————————|———————————————————|—————————|——————|—————|—————————|
|Поселковая дорога |Связь сельского по-| 60 | 3,5 | 2 | - |
| |селения с внешними| | | | |
| |дорогами общей сети| | | | |
|Главная улица |Связь жилых терри-| 40 | 3,5 | 2-3 | 1,5-2,25|
| |торий с обществен-| | | | |
| |ным центром | | | | |
|Улица в жилой| | | | | |
|застройке: | | | | | |
| основная |Связь внутри жилых| 40 | 3,0 | 2 | 1,0-1,5 |
| |территорий и с| | | | |
| |главной улицей по| | | | |
| |направлениям с ин-| | | | |
| |тенсивным движением| | | | |
| второстепенная |Связь между основ-| 30 | 2,75| 2 | 1,0 |
| (переулок) |ными жилыми улицами| | | | |
| проезд |Связь жилых домов,| 20 | 2,75-| 1 | 0-1,0 |
| |расположенных в| | 3,0 | | |
| |глубине квартала, с| | | | |
| |улицей | | | | |
|Хозяйственный про-|Прогон личного ско-| 30 | 4,5 | 1 | - |
|езд, скотопрогон |та и проезд грузо-| | | | |
| |вого транспорта к| | | | |
| |приусадебным участ-| | | | |
| |кам | | | | |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
6.25. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200 - 300 м.
Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:
400 - 800 м на дорогах скоростного движения, линиях скоростного трамвая и железных дорогах;
300 - 400 м на магистральных улицах непрерывного движения.
Примечания:
1. Допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях на магистральных улицах регулируемого движения при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел/ч.
2. Пешеходные пути (тротуары, площадки, лестницы) у административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час "пик" не более 0,3 чел/м2; на предзаводских площадях, у спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов - 0,8 чел/м2.
6.26. Вид общественного пассажирского транспорта следует выбирать на основании расчетных пассажиропотоков и дальностей поездок пассажиров. Провозная способность различных видов транспорта, параметры устройств и сооружений (платформы, посадочные площадки) определяются при норме наполнения подвижного состава на расчетный срок 4 чел/м2 свободной площади пола пассажирского салона для обычных видов наземного транспорта и 3 чел/м2 - для скоростного транспорта.
6.27. Линии наземного общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.
Примечания:
1. В центральных районах крупных и крупнейших городов при ограниченной пропускной способности улично-дорожной сети допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий в тоннелях мелкого заложения или на эстакадах.
2. В историческом ядре общегородского центра в случае невозможности обеспечения нормативной пешеходной доступности остановок общественного пассажирского транспорта допускается устройство местной системы специализированных видов транспорта.
3. Через межмагистральные территории площадью свыше 100 га, в условиях реконструкции свыше 50 га, допускается прокладывать линии общественного пассажирского транспорта по пешеходно-транспортным улицам или обособленному полотну. Интенсивность движения средств общественного транспорта не должна превышать 30 ед/ч в двух направлениях, а расчетная скорость движения - 40 км/ч.
6.28. Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило, в пределах 1,5 - 2,5 км/км2.
В центральных районах крупных и крупнейших городов плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км2.
6.29. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м; указанное расстояние следует уменьшать в климатических подрайонах IА, IБ, IГ и IIА до 300 м, а в климатическом подрайоне IД и IV климатическом районе до 400 м.
В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа.
В условиях сложного рельефа, при отсутствии специального подъемного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
Примечание. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м, в малых и средних - до 800 м.
6.30. Расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поселений следует принимать: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400 - 600 м, экспресс-автобусов и скоростных трамваев - 800 - 1200 м, метрополитена 1000 - 2000 м, электрифицированных железных дорог - 1500 - 2000 м.
6.31. В пересадочных узлах независимо от величины расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не должно превышать 3 мин без учета времени ожидания транспорта. Коммуникационные элементы пересадочных узлов, разгрузочные площадки перед станциями метрополитена и другими объектами массового посещения следует проектировать из условий обеспечения расчетной плотности движения потоков, чел/м2, не более: 1,0 - при одностороннем движении; 0,8 - при встречном движении, 0,5 - при устройстве распределительных площадок в местах пересечения и 0,3 - в центральных и конечных пересадочных узлах на линиях скоростного внеуличного транспорта.
6.32. Вдоль линий метрополитена мелкого заложения следует предусматривать техническую зону шириной, как правило, 40 м, в которой до окончания строительства метрополитена не допускается посадка деревьев, а возведение капитальных зданий, сооружений и размещение подземных инженерных сетей допускаются по согласованию с организацией, проектирующей метрополитен.