double arrow

Становление парламентаризма


Октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи

нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо

российского государя неразрывно с благом народным и печаль

народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться

глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы

нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами

разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь

опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять

меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и

насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному

выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения

общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни

мер, признали необходимым объединить деятельность высшего

правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение

непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы

на началах действительной неприкосновенности личности, свободы

совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную

думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности,

соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те

классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав,

предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего

избирательною права вновь установленному законодательному

порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не

мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы

выборным от народа обеспечена была возможность действительного

участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас

властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед

Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами

напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Русские ученые начала XX века в целом признавали необходимость существования парламента. Вообще, стоит особо выделить исторический отрезок времени с 1906 по 1917 гг. Именно к этому периоду относится формирование точки зрения российской науки на парламентаризм. Если до начала XX века в свет выходили лишь единичные работы по этой теме, то в 1900-х - 1910-х годах многие русские ученые посвятили свои исследования парламентаризму.
В так называемый "переходный период" был принят ряд важнейших законов, изменивших природу государственного строя России, в том числе Высочайший Манифест об учреждении Государственной думы, Учреждение Государственного совета, и, наконец, Основные законы Российской империи. В обществе в то время шла острая полемика по вопросу о характере государственного строя России, при этом часть исследователей считала, что после 1906 г. Россия стала конституционной монархией, но только до переворота 3 июня 1907 г., другие полагали, что третьеиюньский манифест не изменил конституционных основ государства. Высказывалось и противоположное мнение (в основном его выражали крайне правые политические партии и представители власти) о том, что даже и после введения законодательных представительных учреждений страна осталась неограниченной, абсолютной монархией.
Государственно-правовая литература того времени старалась четко, на основании юридического анализа правовых норм, определить формы правления в России. Для этого требовалось выявить понятия "парламент", "представительские органы", и определить их место в системе государственных учреждений России.
Помимо широкой газетной полемики, развернувшейся в 1905 - 1906 гг. в связи с предполагаемым созывом Государственной думы и в 1917 г. в связи с созывом Учредительного собрания, в свет в то время вышло и немало популярных брошюр, рассказывающих о необходимости созыва народного. Их изучение важно для нас еще и с точки зрения того, как политические деятели начала XX века оценивали историю российского парламентаризма. Рассчитанные на простого, часто малограмотного читателя, эти брошюры рассказывали вкратце о цели и способах созыва собрания народных представителей, давали краткий исторический очерк существования в России и на Западе подобных учреждений, часто содержали в себе агитацию за ту или иную политическую партию. В основном это издания "Союза 17 октября" и кадетов (в 1905-1906 гг.) и эсеров (в 1917 г.).
Поскольку созыв собрания народных представителей для большинства населения в 1905 - 1906 гг. представлял собой нечто новое, незнакомое, то требовалось в первую очередь объяснить сами принципы избирательного права.
В целом господствовало представление о необходимости введения прямого, равного и тайного голосования, при этом ряд авторов считали необходимым повременить с участием женщин в выборах, ограничившись на первых порах допущением их к "участию в местном самоуправлении, отсрочив дальнейшее расширение их прав" до "окончательного утверждения в России представительного образа правления.
Вышедшие в 1917 г. брошюры в основном были посвящены объяснению цели созыва народных представителей, которая заключалась в выборе и установлении формы государственного правления в России. Большое внимание авторы уделяли порядку выборов, в большинстве своем придерживаясь той точки зрения, что они должны быть всеобщими, равными, прямыми и тайными.


Сейчас читают про: