Становление первобытного общества и врачевания
Врачевание в первобытном обществе
Основные понятия и положения темы
История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2млн. лет тому назад) до становления первых классовых обществ и государств (IV тыс. до н.э.). Все народы нашей планеты без исключения прошли этот этап исторического развития, — первобытнообщинный строй (в отличие от всех последующих формаций) является универсальным.
Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три эпохи:
1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн. лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);
2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);
3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границы весьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне неравномерно).
Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:
1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);
2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;
3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.
Исторические источники: данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).
(свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)
В установлении критериев человека, т.е. границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада: 1) прямохождение, или бипедия; 2) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям; 3) относительно крупный высокоразвитый мозг. Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.
Формирование гоминидной триады, а, следовательно, и человека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось около 50-40 тыс. лет назад.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека — его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо»,или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя — сформировавшегося человеческого общества.
Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн. лет тому назад — 300-200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300-200 тыс. лет тому назад — 40-35 тыс. лет тому назад).
Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Представление о том, что они употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использоватьих в борьбе с недугами.
Зачатки гигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.
Тем не менее, на этом этапе истории погребений еще не было; это свидетельствует об отсутствии религиозных представлений, культа умерших и магических действий и объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.
Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека:
1) эмпирический опыт, 2) обобщение результатов эмпирического опыта и 3) абстрактное мышление.
Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует о развитии у них начальных абстрактных представлений о посмертнойжизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил — т.е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства как существа социального. Древнейшие захоронения появляются на заключительном этапе существования праобщины и датируются периодом 70/50 тыс. лет тому назад (в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси на территории Франции, в Киик-Коба в Крыму на территории Украины, в пещере Шанидар на территории Ирака).