Цель изучения темы: изучить основные этапы и закономерности развития медицины на протяжении истории человечества.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
учебное пособие для студентов медицинских вузов
Красноярск
УДК 61(091)
ББК
И 90
История медицины: учебное пособие для студентов медицинских вузов / сост. В.В. Козлов, А.В. Шульмин, Е.А. Аверченко и др. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010. – 236 с.
Составители: к.м.н., доцентКозлов В.В., к.м.н., доцентШульмин А.В., к.м.н., доцентАверченко Е.А., к.м.н., доцентТихонова Н.В., к.м.н., доцентПриходько Е.А., ст. преподаватель Сабанова А.О.
В учебном пособии в кратком виде освещены основные этапы возникновения и развития медицины со времен глубокой древности до настоящего времени, каждый раздел содержит тестовые задания и ситуационные задачи. Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000.г.) и учебной программе для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования группы Здравоохранение.
Рецензенты: Заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Новосибирского государственного медицинского университета, д.м.н. проф. Калиниченко А.В.
Заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и медицинской информатики Кемеровской государственной медицинской академии, д.м.н. проф. Царик Г.Н.
Утверждено к печати ЦКМС (протокол №2 от 29.10.2009 г.).
КрасГМУ
Тема №1: Определение истории медицины. Основные цели и задачи дисциплины, исторические источники........................................................... 4
Тема №2: Медицина эпохи первобытнообщинного строя................... 10
Тема №3: Медицина эпохи рабовладения.............................................. 18
Тема №4: Медицина эпохи феодализма. Средние века......................... 55
Тема №5: Медицина эпохи феодализма. Возрождение......................... 71
Тема №6: Медицина в России ХVIII века............................................... 83
Тема №7: Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в русском государстве (конец XVIII – первая половина XIX века)................................................... 92
Тема №8: Медицина в России ХIX века (Развитие хирургии и топографической анатомии).............................................................................. 102
Тема №9: Медицина в России ХIX века (Развитие патологической анатомии, патологической физиологии и гистологии)......................... 114
Тема №10: Медицина в период капитализма в России (Вторая половина XIX – начало ХХ века).................................................................... 124
Тема №11: История развития общественной медицины...................... 134
Тема №12: Основные этапы развития медицины СССР..................... 150
Тема №13: Советская медицина в годы Великой Отечественной войны... 167
Тема №14 История развития педиатрии............................................... 175
Тема №15 История развития стоматологии.......................................... 183
Тема №16: История развития сестринского дела................................ 192
Тема №17: История здравоохранения Красноярского края............... 200
Тема №18: История Красноярского государственного медицинского университета................................................................................................ 211
Ответы на тестовые задания.................................................................. 220
Ответы на ситуационные задачи........................................................... 221
Ответы на кроссворды.......................................................................... 226
Тема №1: Определение истории медицины. Основные цели и задачи дисциплины, исторические источники.
1. Значение изучения темы
Знание определения истории медицины, как науки и предмета преподавания позволяет понять важность изучения дисциплины.
Для достижения данной цели необходимо:
Иметь верное представление о периодах и эпохах развития человеческого общества, знать пять общественно-экономических формаций.
Знать: цели и задачи истории медицины, ознакомиться с правилами подготовки рефератов.
Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.
Иметь представление об основных этапах развития медицины в связи со сменой общественно-экономических формаций.
Иметь навыки: рассуждения об изучаемой эпохе в контексте развития медицины.
История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций с общей историей культуры народов. При изучении истории медицины можно увидеть, как происходило эволюционное развитие. Она показывает, как в ходе трудовой деятельности людей возникали и развивались практическое умение и навыки лечения. Кроме того, изучение прошлого врачебной науки показывает о болезни и здоровье. История медицины делится на частную и общую, где содержатся отдельные сведения о ее прошлом.
Задачей истории медицины является изучение главной закономерности и основных узловых проблем развития медицины в целом.
На сегодняшний день в дисциплине "История медицины" используется периодизация, согласно которой всемирная история делится на 5 периодов:
1. История первобытного общества - приблизительно 2 млн. лет тому назад - 4-е тысячелетие до н.э.
2. История древнего мира – 4-е тысячелетие до н.э. - середина 1 тысячелетия н.э.
3. История средних веков - 475-1640 г.г.
4. История нового времени - 1640 - 1918 г.г.
5. История новейшего времени - с 1918 г.
Эти периоды отражают развитие и смену пяти общественно-экономических формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической (последняя спорная). История медицины основана на фактах и событиях.