Общественное движение второй половины 50-60-х годов XIX в.
Реформы Александра II вызвали противодействие у консерваторов. Ярчайшим представителем этого направления стал М.Н. Катков – редактор «Московских ведомостей», покинувший после польского восстания 1863-1864 гг. лагерь либералов. Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде единство народа с царем.
Во второй половине XIX в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Либеральные земские деятели выдвинули лозунг «позитивной работы на местах», предпринимались также попытки создать общероссийский земский центр. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления. Наиболее известными деятелями либерально-земского движения были И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.
В то же время значительную часть образованного общества захватили революционные настроения. Это направление общественного движения быстро теряло свой дворянский характер. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро превращались в интеллигентов – разночинцев, стоящих вне сословий. Расставаясь со своим прошлым, они быстро переставали уважать устои, традиции (нигилизм). Настроение общего пессимизма и ненависти к государству усиливалось введением в 1861 г. высокой платы за обучение в университетах. Именно разночинная интеллигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.
Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. Ее кумиром и вдохновителем становится Чернышевский. Очевидно, он был главным организатором «прокламационной кампании» 1861 г. В распространявшихся в Москве и Петербурге прокламациях содержались требования более решительных и последовательных преобразований, подкрепленные угрозой народного восстания. В ответ власть в 1861-1862 гг. произвела целый ряд арестов, Чернышевский был осужден на каторжные работы. На протяжении 1860-х гг. радикально настроенная интеллигенция несколько раз пыталась создать сильную организацию. Однако таковой не смогли стать ни группа «Земля и воля» (1861-1863, организация Чернышевского), ни кружок Н.А. Ишyтина (член которого Д.В. Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II), ни «Народная расправа» (1869) под руководством С.Т. Нечаева (члены организации убили по подозрению в предательстве студента Иванова). С.Т. Нечаев – автор книги «Катехизис революционера».
На рубеже 1860-1870-х гг. происходит становление идеологии революционного народничества. Свое законченное выражение она обрела в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, эти идеологи возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма (теория «общинного социализма» А.И. Герцена). Для народников было характерно негативное отношение к капитализму, который мог разрушить крестьянскую общину. Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь.
М.А. Бакунин (6унтарское направление народничества) видел такое средство в немедленном крестьянском бунте, на который крестьян должна вдохновить своим примером революционная интеллигенция. При этом Бакунин и его сторонники отрицали необходимость государства, делая ставку на самоуправление общин. М.А. Бакунин и его соратник П. Кропоткин стали основоположниками русского анархизма.
П.Л. Лавров (пропагандистское направление) поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную вдохновить на участие в ней народные массы путем длительной пропаганды.
П.Н. Ткачев (заговорщическое направление) исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и, по существу, непреодолим. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, захватив путем вооруженного переворота власть и сверху проведя необходимые преобразования.
В конце 1860 - начале 1870-х гг. в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинают массовое хождение в народ, с целью проведения революционной пропаганды. Однако поднять крестьян на революцию не удалось – все их призывы встречали в крестьянской среде недоверие и враждебность. Причина этого крылась в сохраняющейся в крестьянской среде вере в «доброго царя».
После неудачного хождения в народ, народники решают изменить свою тактику и перейти к «оседлой» (постоянной, систематической) пропаганде. В 1876 г. возникает «Земля и Воля» (вторая) – организация, игравшая роль координационного центра народнической пропаганды. Ее неудачная деятельность приводит народников к мысли о необходимости отказа от пропагандистских методов борьбы. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю».
«Черный передел», лидерами которого были Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод и В.И. Засулич, остался на позициях пропаганды. Вскоре его члены покинули Россию и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда».
«Народная воля» объединила народников – сторонников тактики индивидуального террора. Этот метод борьбы существовал и ранее в качестве дезорганизаторского метода работы «Земли и воли». Самой известной террористкой того времени стала В. Засулич (в дальнейшем – член «Черного передела»), которая в 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Позднее, суд присяжных оправдал Засулич, оправдав, тем самым, и политический террор вообще. Сама Засулич позднее отошла от террора.
Лидерами «Народной воли» стали А.И Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и В.Н. Фигнер.
Деятельность «Народной воли» привела к ответным мерам правительства. Не желая полностью сворачивать реформаторскую политику, Александр II начинает проводить своеобразную политику («Диктатура сердца»). 12 февраля 1880 г. была образована Верховная распорядительная комиссия. Во главе ее был поставлен М. Т. Лорис-Меликов, который, с одной стороны, продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем; с другой – провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Кроме того, Лорис-Меликов представил царю проект демократических преобразований, предусматривающий, в частности, созыв центрального общероссийского земского органа («Конституция Лорис-Меликова»). Он был с восторгом встречен либералами и одобрен Александром II.
1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами. К власти пришел его сын Александр III. Проект Лорис-Меликова был отклонен. В стране воцарилась реакция, а народнические организации были разгромлены. Народовольцы Перовская, Михайлов, Кибальчич, Желябов и Рысаков были повешены.
В пореформенный период, в условиях интенсивного развития промышленности, заметным явлением общественной жизни становится рабочее движение. В 1875 г. в Одессе возник «Южно-российский союз рабочих» (руководитель Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз русских рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации, будучи по сути марксистскими, в этот период находились под сильным влиянием народников.
В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова в Иваново-Вознесенске («Морозовская стачка»). В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих подтолкнули правительство к принятию целого ряда законов.