Причины замедления темпов экономического роста во второй пол.70-х гг. - нач. 80-х ХХ в. Социальные и экологические проблемы

Экономика Беларуси являлась составной частью народнохозяйственного комплекса СССР и имела в общесоюзном масштабе четкую специализацию. БССР называли сборочным цехом Советского Союза. БССР, занимавшая менее 1 % всесоюзной территории и имевшая около 4 % населения СССР, в 1981 г. производила в масштабах страны 52 % калийных удобрений, 22 % химических волокон, 15 % металлорежущих станков, 16 % тракторов.

Вместе с тем, данный период в развитии экономики БССР был противоречивым и контрастным. Создавались новые отрасли промышленности с использованием достижений науки и одновременно, начиная с середины 70-х гг., замедляются темпы экономического роста. Параллельно с передовым уровнем развития аэрокосмической и оборонной отрасли в СССР сохраняются устаревшие, затратные технологии в большинстве производственных сфер. Был достигнут безусловный рост благосостояния и реальных доходов населения и одновременно с этим быстро рос дефицит товаров первой необходимости.

В экономике Беларуси, как и в целом в СССР, постепенно формировался механизм торможения социально-экономического развития. Для иллюстрации данной тенденции целесообразно обратить внимание студентов на следующие цифры. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в девятой пятилетке (1971-1975) составили 8,3%, то в одиннадцатой (1981-1985) – только 5,6 %, продукции промышленности – 10,4 % и 5,4 %, производительности труда – соответственно 7,4 % и 5,3 %. Таким образом, в девятой пятилетке фактически прекратился экономический рост. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалось за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли почти в 20 раз, позволял относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы.

Основные причины возникновения механизма торможения. 1) Существующая административно-командная система управления экономикой препятствовала развитию производительных сил. 2) В условиях абсолютной монополии государственной собственности происходило отчуждение народа от средств производства, распределения результатов труда. Формировалось безразличное отношение к государственной собственности и труду, что вело к снижению трудовой дисциплины, апатии, воровству и другим антисоциальным явлениям. 3) Сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Однако выработанная на протяжении длительного времени идейная мотивация труда постепенно слабела вместе с осознанием недосягаемости коммунистических идеалов. 4) На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап НТР, получивший название «микроэлектронная революция». С этого момента уровень развития той или иной страны определяется не валовыми показателями, а использованием микроэлектронной техники. Советские предприятия оказались неподготовленными к таким инновациям да и уровень оснащения электронно - вычислительной техникой был весьма низким. Например, если к середине 80-х годов в США было более 800 тыс. компьютеров, то в СССР – 50 тыс.5) Поскольку наука не превратилась в непосредственную производительную силу, то это вело к снижению производительности труда. Даже по официальным данным производительность труда в промышленности СССР была в 2 раза ниже, чем американской, а в сельском хозяйстве – в четыре. Один работник, занятый в сельском хозяйстве США, производил 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т молока в год В СССР соответственно: 4,5 т, 320 кг, 2,8 т. 6) Тяжелым грузом на экономику ложились огромные военные расходы. Они «съедали» до пятой части валового национального продукта. СССР содержал самую крупную армию в мире. (Для сравнения: армия СССР - 4,5 млн. чел, США – 2,5 млн., Китая 3,5 млн.).

Таким образом, замедление темпов развития страны был связан с тем, что экономика развивалась преимущественно экстенсивными методами на основе затратного механизма.

16. Основные достижения белорусской культуры в 60-80-е гг. ХХ в. Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 1980 –середины 1990-х гг.

Народное образование. Крупным достижением республики явилось введение в 70-е годы всеобщего среднего образования. Работающая молодежь имела возможность получить среднее образование в вечерних и сменных школах. Учащихся школ готовили в процессе учебы к производительному труду. Увеличивается количество профтехучилищ со 103 в 1961 г. до 233 в 1985 г. Совершенствовалась материально-техническая база и система преподавания в 33 вузах, в которых в 1985 г. обучалось 182 тыс. студентов.

Литература и искусство в 60 – 80-е гг. В период хрущевской «оттепели» в художественных произведениях получает раскрытие проблема ответственности человека за свои поступки, ответственности за отход от нравственных норм общественной жизни, в противоположность предыдущему периоду, когда доминировал сталинский принцип «цель оправдывает средства». Эти тенденции получили воплощение в произведениях И. Шамякина, Я. Скрыгана, Я. Брыля. В 60-е г. в качестве ведущего жанра утвердился роман. Был сделан значительный шаг в преодолении упрощенного, схематического отражения событий войны и людских судеб в ней. Это особенно характерно для произведений В. Быкова, А. Адамовича, И. Чигринова. Появились остроконфликтные, глубокие по содержанию и социальной значимости произведения К. Крапивы, А. Макаенка, А. Петрашкевича в жанре драматургии. Начали печататься произведения репрессированных П. Головоча, Т. Гартного, М. Горецкого, М. Чарота. Эти и многие другие факты свидетельствовали, что в развитии литературы имелись положительные результаты, однако воспитательное воздействие ее на человека шло в унисон идеологическим принципам административно-командной системы, которые ее оправдывали и значительно приукрашивали.

В 90-е гг. в литературе наметился отход от идеологизированного отражения действительности, возрос интерес к истории белорусского народа, модернизму и постмодернизму. Политика демократизации общественной жизни способствовала появлению произведений, посвященных проблеме политических репрессий. Были опубликованы повести-воспоминания С. Граховского, Ф. Олехновича. Эту тему поднимал в своих произведениях В. Быков. Традиции исторического романа продолжают В. Ипатова, Л. Дайнеко, В. Орлов.

С 60-х годов в республике начало развиваться монументальное искусство, получившее воплощение в росписи дворцов культуры, кинотеатров, музеев, гостиниц. Достижением белорусской скульптуры этих лет явились работы З. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, С. Селиханова и др. Возводятся величественные и масштабные мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы Советской Армии», «Брестская крепость – герой».

В 90-е гг. характерным признаком времени стали памятники в честь воинов-интернационалистов. Обращение к исторической тематике наблюдается в белорусской скульптуре. Были установлены памятники К. Туровскому в Турове, Ф. Скорине в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Е Полоцкой в Минске и Речице.

К современным архитектурным сооружениям можно отнести Дворец Республики, здание Национальной библиотеки в Минске, ледовые двоцы в Минске, областных центрах и других крупных городах. Большие реставрационные работы в конце 80-х – 90-е гг. проводились в Мирском замке. Несвиж получил статус Национального заповедника Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводились реставрационные работы на Новогрудчине, Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Старого замка в Гродно, исторической застройки древне белорусских городов.

В многочисленных работах художников отображается размах новостроек, благородство нелегкого крестьянского труда. Такими являются картины И. Стасевича «Шахтеры Солигорска», М. Савицкого «Хлеб», Г. Ващенки «Август».

Новым в музыкальном искусстве в 60 – 80-е гг. становится обращение композиторов к литературным произведениям Я. Купалы, Я. Колоса, В. Быкова, В. Короткевича. Появились балеты «Курган», «Альпийская баллада» Е Глебова, опера «Зорька Венера». В жанре оперетты активно работали Ю. Семеняко, Г. Мдивани. Больших успехов в песенном жанре достигли В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок, В. Мулявин и др.

Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно совместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъему уровня мастерства молодых исполнителей содействует фестиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным.

Театр. К середине 80-х гг. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных. На их сценах с успехом проходили пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», И. Мележа «Люди на болоте», А. Адамовича «Война под крышами», И. Чигринова «Плач перепелки», А. Дударева «Порог», «Вечер».Современная белорусская драматургия 90-х гг. отразила интерес к исторической тематике, фольклорным сюжетам. На высоком уровне работают Национальный академический театр им. Я. Купалы, Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Белорусский республиканский театр юного зрителя, областные драматические и кукольные театры.

Значительных успехов достигли кинематографисты. Киностудия «Беларусьфильм» ежегодно выпускала около 70 фильмов (художественных, научно-популярных, документальных). В сокровищницу белорусского киноискусства вошли фильмы «Девочка ищет отца», «Альпийская баллада», «Часы остановились в полночь», «Москва Генуя», «Дикая охота короля Стаха», «Белые Росы» и др.

Развитие образования и науки в 90-е гг. С целью создания благоприятных условий для дальнейшего развития национального образования в 1991 г. принимается «Закон аб адукацыi». В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы, связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения. В связи с недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе. В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. В ВУЗах были введены новые специальности по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям. Возникает 20 негосударственных высших учебных заведений. Обучение в них осуществлялось за счет личных средств учащихся. В целом по количеству студентов из расчета на 10 тыс. населения Беларусь вышла на среднеевропейский уровень. Таким образом, происходит процесс демократизации образования, создаются благоприятные условия для гармоничного развития личности.

В 1993 г. был принят Закон «Об основах государственной научно-технической политики», согласно которому ответственность за развитие фундаментальных научных исследований возложена на Академию наук Беларуси. Белорусские ученые проводят исследования практически во всех областях знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: