double arrow

Первобытная культура

Особенности архаичной культуры.

Ранние формы культуры. Миф как универсальная культурная форма

Проблема возникновения человеческой культуры. Поиски «прародины» человечества, легенды об Атлантиде, о «звезд-ных пришельцах», махатмах Шамбалы, о заселении Земли четырьмя расами, о предках-великанах. «Докультурный» этап человека (Б. Ф. Поршнев).

Основные условия возникновения мифологического сознания и мифа. Культура как результат освоения мира и различения «своего» и «чужого». Роль «ночного» существования и «правополушарности» психики человека. Имя тотема как символ надежды на выживание и гармонию со средой, из которой человек «выпал». Истоки потребности в «иллюзиях». Аксиологика. Основные черты мифа. Мифологическая реальность.

Мифология как обнадеживающе-оптимизирующий потенциал культуры, повышающий уверенность в своих силах, в успехе жизнедеятельности, «щит» от безнадежности и бессмысленности существования. Основные функции мифа в культуре.

Могут ли сочетаться слова «культура» и «первобытный»? Безусловно – да. Более того, этот тип культуры сосуществует с современной в виде пережитков у так называемых «цивилизованных народов» и у «примитивных» народов, ведущих традиционный образ жизни.

Традиции, обряды, ритуалы, культ предков, системы ценностей и норм – всё это содержит в себе память о прошлом. Особенно много пережитков первобытного мироощущения и миропонимания осталось в ритуалах, связанных с жизненным циклом человека – в обрядах по поводу рождения, свадеб, похорон. Помимо этого – в амулетах, оберегах, татуировках. Даже в тех украшениях, которые используют современные женщины, заложены мотивы, сложившиеся очень давно, хотя зачастую некоторые семантические смыслы уже утеряны.

Суеверия – ещё одно «прибежище» традиционной (первобытной и более поздней) культуры. Мало кто знает или даже стремится узнать, что не так с чёрной кошкой или пустыми вёдрами, числом 13 и встреченным монахом, но коллективная народная память заложила и в нас, живущих в электронной реальности, страх перед этими явлениями/событиями/вещами.

В современной культуре цивилизованный слой тонок, и в кризисных ситуациях (война, стихийные бедствия, голод, социальные катаклизмы) через него прорываются хтонические фантомы первобытного сознания. Они про-являются в соответствующих эпохе формах, но содержательно отсылают нас к многовековому культурному опыту.

1. Анимизм, фетишизм, тотемизм.

2. Магия, мистика.

3. Миф.

4. Первобытное искусство.

Возникновение человека и культуры. Культура и homo sapiens. Особенности первобытной культуры: синкретизм, цикличность, опора на мифологию. Формы архаического сознания: анимизм, персонификация, антропоморфизм, фетишизм, тотемизм, магия. Мифология как способ осмысления мира. Миф и его типы (космогонические, эсхатологические, антропогонические, календарные и др.).

Этапы развития первобытной культуры. Культура палеолита. Появление каменных орудий труда (2 млн. лет назад). Верхний палеолит (XXV-X тыс. до н.э). Кровнородственные и групповые семьи. Присваивающее хозяйство (загонная охота, собирательство). Добывание огня. Наземные жилища. Рождение искусства. Мобильная пластика. «Палеолитические Венеры» (Венера Виллендорфская). Пещерная живопись (Санта-Изабель, Альтамира, Ласко, Фон-де-Гом, Капова пещера). «Макароны». Звериный стиль, «первобытный реализм». Маски. Первобытное искусство и ритуал.

Мезолит (X-VI тыс. до н.э.). Таяние ледников. Появление микролитов (изобретение лука и стрелы). Изобретение лодки, рыболовных сетей. Приручение собаки. Возникновение родовых могильников. Матриархат.

Матрилинейность, полигамия. Изменения в пещерной живописи (Альпера, Валлторта). Изображение человека, лучника. Многофигурные композиции. Усиление схематизма. Динамизм.

Неолит (VI-II тыс. до н.э.). Производящее хозяйство (скотоводство и земледелие). Переход к оседлому образу жизни. Развитие гончарного и ткацкого производства. Усиление родовых общин. Переход к патриархату. Изменения в искусстве. «Первобытный символизм». Передача абстрактных понятий. Усложнение отношений. Развитие орнамента (геометрический, животный, антропоморфный). Украшение предметов быта. Мелкая пластика («неолитические Венеры»). Памятники культуры: керамика (Триполье), петроглифы (Урал, Нордленд), деревянная утварь (Сибирь), наскальные росписи (Сахара).

Эпоха бронзы (II тыс. до н.э.). Открытие металла. Развитие линейного дела, торевтики. Зарождение частной собственности, имущественная дифференциация. Военные столкновения. Культ вождя. Появление крупных захоронений (курганов). Металлические украшения, украшение оружия. Бронзовые предметы (Кобанская культура). Мегалитическая архитектура: менгиры (Армения, Франция), дольмены (Франция, Кавказ), кромлехи (Стоунхендж). «Каменные бабы» (Украина).

Эпоха железа (I тыс. до н.э.). Военная демократия. Имущественное расслоение. Патриархальное рабство. Усиление племенной аристократии. Племенные союзы. Развитие военной техники и организации. Строительство крепостей. Золотые украшения (скифская культура).

Место первобытной культуры в истории культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: