С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).
|
|
Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции. В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.
Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).
|
|
Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем, прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.
6.Литература.
Главной основой нового мировоззрения стал гуманизм (от латинского «гуманус» — человечный) — система взглядов, основой которой стала личность человека, его индивидуальность. Отныне краеугольным камнем мышления являлось светское свободомыслие и индивидуализм, торжество человеческого разума над верой. Автор «Божественной комедии», созданной в 1307 — 1309 годах, отказался от латыни и на родном тосканском наречии воспел муки ада, чистилище и блаженство рая. Это произведение стало основой всей национальной итальянской литературы и литературного языка. Средневековье мыслило четкими схемами, подтвержденными традицией, и ему был чужд эмоциональный шквал, который обрушил Данте на своих читателей.
Петрарка посвятил Лауре «Канцоньере»— книгу сонетов, воспевающих бессмертную любовь мужчины и женщины. Образы Беатриче и Лауры в творчестве Данте и Петрарки, несомненно, имеют провансальские корни и восходят к куртуазной поэзии, воспевающей неземную любовь к замужней даме. Эти женщины были скорее музами, которые помогли поэтам достичь вершин любовной лирики, чем реальными объектами страсти. И у Данте, и у Петрарки были семьи и много детей. В своем творчестве оба поэта развивали идею чистой абсолютной любви, введенную в оборот Платоном. Тем не менее, они оба были земными людьми. Как Петрарку, так и Боккаччо обессмертили произведения, написанные на их родном языке, но общеевропейскую известность у современников они получили благодаря своим латиноязычным книгам. Франческо Петрарку ценили как автора произведений о римской литературе и истории, а Боккаччо почитали не как создателя «Декамерона», а как человека, написавшего моралистские трактаты «О злосчастиях знаменитых мужей» и «О славных женщинах». Истинное значение их творчества было по достоинству оценено только потомками.
Джованни Боккаччо, как и его предшественники в своем творчестве отдал дань образу прекрасной дамы. Его идеалом была принцесса Мария, побочная дочь короля Роберта Анжуйского, с которой он познакомился во время пребывания в Неаполе. Вершиной творчества писателя стал сборник «Декамерон», состоящий из 100 романтических новелл, реалистично передающих жизнь итальянцев XIV века. «Декамерон», стал гимном жизнеутверждающей силы человека. В этом произведении Боккаччо заложил основы свободной светской литературы.