Образование казахских жузов, территория и племенной состав и ли Казахские жузы. Этническая территория.
Особенностью Казахстана является то, что на ею территории возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV - XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всею в монгольские улусы.Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакгы, жалаиры.Средний жуз занимал район Центрального и час І ь Северо-Восточного Казахстана. В его составе - кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлуки и другие.Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, береі а Аральского моря, северную часть Прикаспийской иизмсшюсш. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие.
Интенсивно развивался в13-15 вв начавшийся ранее процесс образования, объединения, становления тюркских литературных языков. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская среда легко поглотила монгольские элементы.
На кыпчакском языке в 13-15 вв было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и др. тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора сохранились в памятнике кыпчакского языка «Кодекс куманикус» В это время из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В Дешти-Кыпчаке, в Ногайской орде развивалось творчество певцов (жырау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-тайши (14 в.), Асана-кайгы и Казтугана (15-16в.), воспевавших идею адинства народа, любовь к родине. Складывается кыпчакский героический эпос.В оседло-земледельческой полосе Южного К.-на становился господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.
28. Обычаи, обряды и празднества казахов в 15 – начале 19 веков.
Культура Каз. ханства в ХVI-ХVII веках представляла со¬бой культуру сложившейся каз. народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого об¬раза жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко про¬явившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этно¬генез, преемственность культур предшествующих поколений. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а так¬же остроконечный женский головной убор - саукеле. Кроме того, ка¬захи носили на голове треух - тымак, борик с меховой опушкой, тю-бетейку - такия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчу¬гом, бусами, кораллами, перьями совы - укi (филин). Белдемше - распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек - жен¬ский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени. Ка¬захи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары - шалбар. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - куш, от дождя их защищал вой¬лочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги - маси, войлочные чулки -байпак, кожаные калоши - кебic, сандалии - шокай.В казахских обычаях нашло отражение празднование таких собы¬тий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над вра¬гом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: байге, курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу, кокпар. Праздники сопро¬вождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизато¬ров. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили спец. блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на опреде¬ленные места с учетом возраста и положения в обществе, соответ¬ственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшин¬ства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом по-рядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассажи¬вании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях.