double arrow

Вторая мировая война 1939-1945 гг.: причины, характер и итоги 2 страница

В феврале 1611 г. сформировалось Первое народное ополчение, осадившее Москву с целью изгнания поляков. Однако взять столицу не удалось, из-за внутренних разногласий ополчение распалось. Казаки убили одного из его руководителей П. Ляпунова. В июне 1611 г. пал Смоленск. Сигизмунд III заявил, что он сам станет царем России. Возникла серьезная угроза национальному суверенитету России. В июле 1611 г. шведы захватили Новгород и осадили Псков.

Критическая обстановка, сложившаяся к осени 1611 г., ускорила создание Второго ополчения. Во главе его встали нижегородский земский староста К. Минин и князь Д. А. Пожарский. Выдвинутая ими программа, предусматривавшая освобождение столицы и отказ от признания на русском престоле государя иноземного происхождения, сумела сплотить представителей всех сословий. Второе ополчение в августе 1612 г. подошло к Москве. 26 октября 1612 г. ополченцы освободили столицу.

В феврале 1613 г. на Земском соборе, в работе которого участвовали представители всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. Причины избрания Романова: он в наибольшей степени устраивал все сословия, что давало возможность достичь примирения; родственные связи с предшествующей династией, юношеский возраст и нравственный облик 16-летнего Михаила отвечали народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом, способном замолить «грехи народа».

Россия сумела отстоять свою независимость. Однако страна вышла из Смуты истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. Преодоление хозяйственной разрухи станет возможным только на путях укрепления крепостничества. Резко ухудшилось международное положение страны, она оказалась в политической изоляции, ослаб военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

12. Закрепощение крестьян в России: сущность, особенности, последствия

Крепостным правом принято называть высшую степень неполной собственности феодала на работника, чаще всего, крестьянина. Крепостное право находило юридическое выражение в прикреплении крестьянина к земле; праве феодала отчуждать крестьян без земли; крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний; отсутствие у крестьян право самостоятельно приобретать и отчуждать имущество, особенно недвижимое, распоряжаться наследством, выступать в суде и т.д.).

Процесс закрепощения в России был длительным и прошел несколько этапов. Первый этап: конец XV - конец XVI вв. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Характерный для России XV-XVI вв. рост феодального землевладения, особенно поместного, сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы, т. е. семьи, длительное время проживавшие на землях феодальных собственников.

С середины XV в. для крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники северных уездов, попавшие в зависимость за долги. Срок выхода был подтвержден ст. 57 Судебника 1497 г. Ивана III в качестве общегосударственной нормы. Судебник также устанавливал размер выходной пошлины - пожилого. Судебник 1550 г. Ивана IV предусматривал увеличение пожилого и введение дополнительной пошлины – «за повоз».

В 1592-1593 гг. правительство впервые прибегло к объявлению «заповедных лет», т.е. временному запрещению выхода. С 1597 г. временный запрет стал бессрочным и был установлен 5-летний срок сыска беглых - «урочные лета». В 1607 г. был издан указ, впервые установивший санкции за прием и укрывательство беглых - штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого. Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южных окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины XVII в. дворяне подавали коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 г. был установлен 10-летний срок сыска беглых и 15-летний – для сыска вывезенных.

Окончательное закрепощение крестьян принято связывать со сводом законов - Соборным уложением 1649 г., принятым в правление царя Алексея Михайловича. Оно провозгласило бессрочность сыска, т.е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 г. или переписных книг 1646-1647 гг. Имущество крестьянина Соборным уложением признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне стали юридически бесправными.

Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для сыска, касавшиеся крестьян, бежавших на окраины: в районы по Засечной черте, в Сибирь и на Дон. В связи с этим была издана целая серия указов с 1653 по 1700 гг.

В дальнейшем крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно было продавать без земли. В XVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так и помещичье хозяйства. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII в. («бунташный век») и XVIII в.

13.Становление Российской империи. Реформы Петра Великого. Начало модернизации России

Петровские реформы были вызваны рядом факторов. Нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету; служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах; социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии; необходимо было добиться выхода к Балтийскому и Черному морям.

Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя.

Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Он также организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу в целях приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения, ознакомления с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.

Толчком к проведению военной реформы стало неудачное начало Северной войны (1700-1721). Поэтому им были изменены принципы комплектования и организации армии. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска создана регулярная армия на основе рекрутских наборов. Для подготовки офицерского корпуса созданы специальные школы, возникла гвардия, создан сильный военно- морской флот.

Реформа государственного управления, предпринятая Петром I, преследовала цель создания нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. В ходе губернской реформы 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний во главе с генерал- губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние - на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к росту местного бюрократического аппарата.

В 1711 г. создан Сенат. В 1718 г. на смену приказам были введены 12 коллегий. Ведущими стали Военная, Адмиралтейская и Иностранная. В 1721 г. создана Духовная коллегия (Синод), организованная по образцу светских коллегий во главе с чиновником - обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинилась государству. Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

В 1722 г. принят Табель о рангах - государственный закон, определявший порядок прохождения службы и устанавливавший иерархию служебных разрядов. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге – от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов, от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего, коллежского регистратора. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) - потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось с 14-го ранга - низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям низов продвигаться вверх по социальной лестнице.

Промышленность России пережила наиболее существенные сдвиги в связи с возросшими военными потребностями и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. При Петре I было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего центром металлургии. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в меньшей степени, для внутреннего рынка. В стране было основано около 200 мануфактур. Особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем. Другой особенностью промышленности стало широкое использование крепостнического труда на мануфактурах. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к заводу и обязанные в течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности («приписные крестьяне»). А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».

Выросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить национальную промышленность от иностранной конкуренции. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.).

В результате преобразований Петра I были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот. Это позволило России добиться выхода к Балтийскому морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в крупную державу. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Однако дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубокий социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и мощь последующих социальных потрясений.

14. Реформы Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Политика просвещенного абсолютизма формировалась под влиянием идей французского Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную), верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Проводившаяся в России политика «просвещенного абсолютизма» преследовала следующие цели: укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов; расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества; проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность; создание условий для экономического развития страны; распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране; повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения, сохранение крепостничества) привели к тому, что политика просвещенного абсолютизма в России носила поверхностный характер.

Придя к власти, Екатерина II приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине, в 1764 г. здесь было уничтожено гетманство.

В 1763-1764 гг. Екатерина провела секуляризацию церковных земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи.

В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Провинции ликвидировались, количество губерний возросло до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении.

Судебная система была перестроена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. В губерниях создавались судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В России так и не сформировалось уважение к суду и закону.

Права дворянства были окончательно закреплены в изданной в 1785 г. «Жалованной грамоте дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным». Кроме того, были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

Одновременно была издана «Жалованная грамота городам», продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати и рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и ряда посадских повинностей. Городское население делилось на шесть разрядов.

Политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве. Главной либеральной мерой Екатерины стал Манифест 1775 г., значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право «заводить станы и рукоделия», не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации. Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности.

В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности в екатерининскую эпоху лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников. Возможности развития хозяйства на основе феодализма серьезно сократились. Крепостничество становилось тормозом экономического прогресса. Господствовало экстенсивное развитие экономики. При этом в экономике страны развивались и прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность и торговля, развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы экономического либерализма. Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада вели к деформации основ крепостничества. Начался процесс разложения феодально-крепостнической системы.

15. Социально–экономическое развитие Росси в первой половине XIX в.

Экономическое развитие и социальные отношения. В начале XIX в. 95% населения России проживало в деревне. К 1856 г. городское население составило 8 %. В это время в России насчитывалось 678 городов с населением, как правило, в пределах 5 тыс. человек. В Петербурге в 1853 г. проживало более 520 тыс. чел., в Москве в 1858г. - 377 800 чел. Столичное население в 1857 г. наполовину состояло из помещичьих и госу­дарственных крестьян. В 1801-1825 гг. население России возросло с 37 млн. до 53 млн. человек, а к 1856 г. - до 71 млн.

Нововведения в сельском хозяйстве оставались незначитель­ными. Низкая урожайность, неблагоприятное соотношение пашни и сенокоса из-за резкого расширения посевов пшеницы привели к тому, что из первых 50 лет XIX в. 39 были неуро­жайными.

Развитие товарно-денежных отношений заставляло помещиков усиливать экс­плуатацию крепостных. Использование наемного труда и технических средств было ограничено в связи с узостью рынка рабо­чей силы и с отсутствием у помещиков необходимых капиталов. Число крестьян, заложенных помещиками в казну, постоянно росло и достигло к 1825 г. 20% от общей их численности.

В тех регионах, где преобладала денежная рента (оброк), усилилось расслоение среди крестьян. Разбогатевшие крестьяне вкладывали деньги в торговлю, промышленное производ­ство, покупали землю и сами становились владельцами крепостных. Росло отходничество – уход крестьян в города на заработки.

Среди помещиков, составлявших 1% населения, выросла дифференциация. В 1835 г. 14% дво­рян были беспоместными, тогда как 1,1% дворян владели 33% крепостных. Задолженность дворянских имений в 1825-1855 г. вы­росла более чем в 4 раза.

Социально-экономическое развитие различных районов страны было неравномерным. Наиболее тяготилась крепостническими отно­шениями Прибалтика. В 1816 г. получили личную свободу помещичьи крестьяне в Эстляндии, затем в Курляндии (1817) и в Лифляндии (1819).Земля осталась у помещиков. Го­сударственные крестьяне западных губерний находились на так на­зываемом хозяйственном положении. Земли, к которым они были прикреплены, сдавались в аренду, крестьяне отрабатывали барщину.

Законы 1815, 1822 и 1824 гг. вели к ужесточению крепостнических отношений. Александр I возобновил право помещиков ссылать кре­стьян в Сибирь без суда. В 1816 г. началось насаждение военных поселений. Сельско­хозяйственные работы в поселениях велись под командой военного начальства и сочетались со строевыми занятиями. Мальчики обу­чались военному делу, а с 18 лет числились на действительной военной службе. Военные поселения призваны были решить проблему комплектования армии за счет естественного прироста поселенцев, уменьшить бремя военных расходов. Александр I освобождал поселенцев от крепостной зависимости. Но на деле крестьяне-поселенцы оказывались прикрепленными к земле сильнее, чем прежде. К 1825 г. на поселения было пере­ведено около 1/3 армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева.

В 1837-1841 гг. была проведена реформа управления государ­ственными крестьянами (реформа графа Киселева). Реформа должна была ликвидировать крестьянское малоземелье, осуществить переход от подушного оброка к поземельно- промысловой подати, заменить общинное землевла­дение наследственно-подворным. В ходе реформы выполнялись аг­ротехнические мероприятия, строились школы, лечебные и ветеринарные пункты. Не все поставленные цели были достигнуты. Остались недоимки, малоземелье продолжало расти. Реформа вызвала недо­вольство крестьян, так как нововведения сопровождались насилием и поборами со стороны администрации.

Попытки внести изменения в крепостные отношения вызывали резкие протесты помещиков. Самодержавие не могло идти на конфликт с дворянством. Напротив, предпринимались меры для его укрепления. Указ 1831 г. устанавливал высокий ценз для участия в дворянских собраниях и выборах должностных лиц. Для ограничения доступа в дворянское сословие детям личных дворян и священнослужителей по Указу 1832 г. присваивалось потомственное или личное почетное гражданство с освобождением от рек­рутчины, подушных сборов и телесных наказаний. По закону от 11 июня 1845 г. потомственное и личное дворянство получали чиновники соответственно V-VI и IX классов «Табели о рангах». Во избежание дробления имений крупные поместья объявлялись единонаследными (1845). Дворяне пользовались наиболее выгод­ными условиями государственного кредитования, несмотря на все возрастающий долг по ссудам казне.

Производительность труда крепостных рабочих в первой половине XIX в. была в 2-4 раза ниже, чем вольнонаемных. Ис­пользование наемного труда в обрабатывающей промышленности постоянно возрастало. В 1804 г. вольнонаемные составляли 48% рабочей силы, в 1825 г. - 54%,в 1860 г.- 85%(кроме гор­нозаводской промышленности). Но и эти рабочие были крепост­ными-крестьянами, которых помещик отпускал на оброк и в любой момент мог затребовать обратно. Это определяло нестабильность в обеспечении предприятий рабочей силой и относительную ее до­роговизну, так как заработная плата включала и крестьянский оброк. В 1835 г. право помещиков отзывать оброчных крестьян с фабрик в деревню было ограничено. Количество приписных кре­стьян при заводах было резко сокращено еще в начале века. К 1860 г. они составляли около 3% рабочей силы. В 1840 г. Государст­венный совет постановил ликвидировать посессионные предприятия. Широкое использование крепостного труда сохраня­лось в горнозаводской промышленности Урала (к 1860 г. 70% рабочих - крепостные). Темпы строительства новых предприятий здесь замедлились, подневольный труд мешал использовать преимущества новой техники. Уральская промышленность оставалась рентабельной лишь благодаря протекционистским тарифам и колоссальным государственным субсидиям.

Хлопчатобумажное производство было основано на наемном труде. В 1825 г. 95% рабочих этой отрасли были вольнонаемными. Во второй половине 30-х годов на предприятиях хлопчатобу­мажной промышленности началось широкое применение машин. Основными районами были Московская, Владимирская и др. центральные губернии России, где на­ходились самые крупные предприятия (500-1000 рабочих). Ситце­набивные, ткацкие и прядильные предприятия размещались также в районе Петербурга и в Поволжье. К 60-м годам промышленный переворот в отрасли был в основном завершен. Вслед за хлопча­тобумажной промышленный переворот начался в суконной, писчебумажной, сахароваренной и других отраслях про­мышленности.

Правительство не поощряло развитие крупного фабричного производства, отрицательно относилось к частным банкам. Фина­нсовая поддержка предпринимателям для расширения производства не оказывалась. Однако количество предприятий обрабатывающей промышленности (кроме горнозаводской) выросло с 1804 по 1856 г. почти в 5 раз. В стране шло формирование 3 главных промыш­ленных регионов:центрально-европейского, петербургского и ураль­ского. Рост промышленного производства, усиление специализации экономических районов стимулировали торговлю. В городах зем­ледельческой полосы регулярно проводились ярмарки, в промыш­ленной зоне развивалась стационарная торговая сеть (магазины, лавки). Всего в начале 30-х годов в России действовало 1705 ярма­рок. Крупнейшие из них превращались в товарные биржи.

Слабо развитая система путей сообщения тормозила рост тор­говли. Большую роль играли судоходные реки, и каналы. В 40-е годы на Волге в связи с резким увеличением хлеботорговли на­чалось регулярное пароходное сообщение.

Первую в России железную дорогу построили на Нижне-Тагильском заводе Демидовых (1833-1834). По ней ходил паровоз, созданный крепостными мастерами Черепановыми. В 1837 г. открылась дорога Петербург - Царское Село. Железная дорога Петербург - Москва была открыта в 1851 г. К концу Крымской войны общая про­тяженность железных дорог составляла 980 верст.

При общем росте внешней торговлихарактер ее менялся. Доля промышленных изделий в экспорте уменьшилась из-за отставания России от европейских стран. Преобладал вывоз сырья и полу­фабрикатов (сало, лен, щетина, пшеница, лес, кожи). В конце 50-х годов хлебопродукты составляли 35% экспорта, промышленные изделия - 6,6%, черный металл вывозить перестали.

Первое место в торговле с Россией занимала Англия (37% экспорта, 29,2 % импорта). За ней следовали Германия, Франция и Китай. 90% русского экспорта шло на Запад, 10%- в страны Востока.

Основной грузопоток шел через порты Балтики. В 40-е годы в связи с ростом хлебного экспорта большое значение приобрели черноморские порты.

Несмотря на протекционистские таможенные тарифы (с 1822 по 1857 г.), импорт постоянно увеличивался.

В 1839-1843 гг. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена успешная денежная реформа.

16. Александр I. Социально–политические преобразования в России в первой четверти XIX в.

Реформы Александра I. В первой четверти XIX в. Россия находилась в перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

К началу XIX в. Россия была одним из крупнейших государств Европы. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся экстенсивным путем. 95% населения проживало в деревне и было занято сельскохозяйственным трудом. Земля продолжала оставаться монопольной собственностью помещиков и государства. Крепостные крестьяне за пользование наделом земли несли повинности – барщину и оброк. В центрально-промышленных регионах страны получил распространение процесс отходничества крестьян на мануфактуры. Некоторые помещики в целях получения большей товарной продукции стремились использовать в своих хо-зяйствах наемный труд, новые технические средства и выращивать технические культуры.

Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предпри-ятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825г. уже более половины числа ра-бочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купе-чество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Александр I понимал, что экономическая и социально-политическая системы России нужда-ются в серьезной модернизации. В первые же месяцы царствования им был принят ряд мер во внутриполитической жизни: уничтожена Тайная экспедиция, запрещено применение пыток в су-допроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, разрешены свободный выезд за гра-ницу, ввоз книг, открытие частных типографий, выпущены многие заключенные из Петропавлов-ской крепости.


Сейчас читают про: