double arrow

Вторая мировая война 1939-1945 гг.: причины, характер и итоги 8 страница


Источником конфликтов с Западом в 1960-е гг. было стремление СССР расширить сферы влияния (Египет, Сирия, Ирак, Афганистан). Наметилось в это время снижение противостояния СССР и Западной Европы (политика «разрядки»). Летом 1966 г. в ходе визита в СССР Ш. де Голля была подписана советско- французская декларация. В 1969 г. ООН принял предложение СССР о нераспространении атомного оружия.

48.Развитие СССР в годы «оттепели». Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева.

Период развития СССР с 1954 г. по 1964 г., когда происходила либерализация политического режима, получило название «оттепели». После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. развернулась борьба за власть, которая сопровождалась перераспределением властных функций между различными партийно-государственными структурами. Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. Н.С. Хрущев занял пост первого секретаря ЦК КПСС.

В июне 1953 г. Л.П. Берия был отстранен от власти, а в декабре расстрелян. В январе 1955 г. после отставки Г.М. Маленкова с поста Председателя Совета Министров СССР центр власти переместился в Секретариат ЦК КПСС, к его Первому секретарю Н.С. Хрущеву, избранному на этот пост на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК. Хрущев взял курс на десталинизацию. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Начались процессы по реабилитации, для этого создана специальная комиссия под руководством П. Поспелова. К началу 1956 г. было реабилитировано около 16 тыс. чел.




Поворотным пунктом стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), который сопровождался разоблачением культа личности Сталина, началом массовой реабилитации репрессированных, определенной критикой диктаторских методов управления. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием культа личности Сталина. Ему вменялось в вину: нарушение законности и массовые репрессии; просчеты и субъективные решения Сталина в годы ВОВ; нарушение принципа коллективности партийного руководства; действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства.

Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании съезда. В открытой печати его опубликовали лишь в 1989 г. Все неудачи и поражения в докладе объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Культ личности рассматривался как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе не отражалась его связь с природой общественного и государственного строя СССР. Политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказались вне критики.



После съезда начался процесс реабилитации репрессированных, были восстановлены в правах целые народы, пострадавшие в сталинское время. В феврале 1957 г. была возвращена упраздненная в годы войны национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область (с 1958 г. - автономная республика). Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

XX съезд во многом изменил общественную атмосферу в стране. Под его влиянием произошел сдвиг в общественном сознании. Под влиянием оттепели сформировалось целое поколение шестидесятников - людей, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. Новый импульс получила творческая работа научной и художественной интеллигенции, рождались новая литература, искусство, театр. В обществе начался процесс духовного очищения, который затронул и партию.

При Н.С. Хрущеве был нанесен первый удар по административно-командной системе. Союзным республикам предоставлялось право создавать на своей территории новые края и области. На XXII съезде КПСС в 1961 г. в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трех сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть.



Вместе с изменением общественной обстановки и курсом на реформы произошел раскол в партийном руководстве. 7 его членов из 11 - Н.А.Булганин, К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович, Г.М.Маленков, В.М.Молотов, М.Г.Первухин, М.З.Сабуров - приняли решение о смещении Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Однако Пленум ЦК КПСС, заседавший с 22 по 29 июня 1957 г., осудил их действия как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС, и высказался за сохранение Н.С.Хрущева на посту Первого секретаря. Выступившие против Хрущева были объявлены антипартийной группой и удалены из руководства.

Венгерские события 1956 г. и последовавшая вскоре попытка смещения Н.С. Хрущева в 1957 г. подтолкнули партийное руководство к корректировке политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса либерализации. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение, представителями которого были В. Буковский, Б. Галансков и др. В обществе произошел спад критической волны, все реже поднимался вопрос о культе личности. После обнародования содержания закрытого доклада Н.С.Хрущева было принято решение временно прекратить его обсуждение.

Во второй половине 1950-х гг. ставилась задача быстрого повышения жизненного уровня населения, и даже превышения показателей капиталистических стран.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС было заявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР и переходе к развернутому строительству коммунизма. В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, где целью всей ее деятельности провозглашалось строительство коммунизма. Исторические рамки Программы были определены в 20 лет, в течение которых предполагалось воспитать человека коммунистического труда и завершить переход к эпохе коммунизма. Помочь этому был призван «Моральный кодекс строителя коммунизма».

В 1957 г. Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу. Произошло упразднение общесоюзных и республиканских министерств, вместо них созданы совнархозы. Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа, в целом, не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом, реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном, молодежи, было обработано 42 млн. га новых земель.

В 2 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу, в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в 5 раз. Также были изменены принципы планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим 5-тилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов, в результате чего их численность сократилась. В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС).

В целях «скорейшего решения задач коммунистического строительства» у колхозников были урезаны земельные участки. Работники колхозов превращались в наемных рабочих.

Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей.

В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации страны. Однако руководство партии оставалось на позициях коммунистической идеологии и сохраняло многие традиции сталинского руководства. Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено выступление 1,5 тыс. рабочих-строителей Казахстанской Магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 чел., 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли в промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

Несмотря на противоречивый характер, преобразования в жизни советского общества в эпоху Хрущева были значительными и представляли собой один из самых важных периодов в истории СССР с точки зрения модернизации. Однако в ходе ее не был поставлен вопрос о коренном преобразовании самой административно-политической системы. Частичными изменениями удалось выявить новые социальные ресурсы развития, но они оказались невелики, и в начале 1960-х гг. в социально-политической системе вновь обозначились кризисные явления.

49. Противоречивость социально–экономического развитие СССР в 1970–первой половине 1980–х гг. ХХ.

За послевоенный период Советский Союз превратился в высоко урбанизированную страну. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Основные направления реформы свелись к следующему: новая административная централизация, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение планируемых сверху показателей, рентабельность производства, размер прибыли).

В 1964 - 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом, улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам 1966-1970 гг. были наилучшими за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, в 70-е гг. - КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявились противоречивость и непоследовательность реформы. Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно-хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию, по-прежнему, устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Слабо были затронуты реформой финансы и ценообразование. В результате, она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970-е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

Все больше стали нарастать негативные явления в экономике. Промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на 1 место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.

Форсированными темпами развивалась нефте- и газодобыча в Западной Сибири. В 1980 г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа. В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы 2 крупнейших территориально-производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско- Экибастузский ТПК) и в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км, строительство которой началось в 1974 г.

С приходом к власти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет, что создавало возможности достижения военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны. Укрепилась военно-техническая база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно до 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

К началу 1970-х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации (застоя). Началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). Соответственно с 6,8 % до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

Несмотря на усилия по интенсификации производства - кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т.д., экономика продолжала сохранять экстенсивный характер, организация социалистического соревнования и апелляций к рабочей совести не приносили реального результата. В результате, ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь, нефти). К концу 70-х гг. в условиях спада отечественного производства стали нарастать признаки товарного голода.

Уровень жизни медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем 5-тилетие оставался неизменным. Продолжала увеличиваться численность городского населения, сократилась доля сельского, возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых). Однако с развитием кризисных явлений в обществе ситуация в социальной сфере стала ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 1980-х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в то время 77-е место в мире, по продолжительности жизни - 35-е.

50.Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг.

Основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР в годы перестройки являлись: смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении; урегулирование региональных конфликтов; признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Доктрина «Новое политическое мышление» М.С. Горбачева пропагандировала отказ от концепции раскола мира на две противоположные системы; признание мира целостным и неделимым; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Результатом переговоров между СССР и США стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

В конце 80-х гг. началось ослабление советского политического влияния на страны Восточной Европы. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем свергли режим Н. Чаушеску в Румынии. В 1990 г. произошло объединение Восточной и Западной Германии. Весной 1991 г. прекратили свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

С приходом к власти М.С. Горбачева стала ясна бессмысленность войны в Афганистане. В 1987 г. между СССР и США была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. вывод советских войск из Афганистана завершился. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

51. Перестройка и ее последствия.

К середине 1980-х гг. все более отчетливо проявились кризисные явления в советской экономике, которая окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда, практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК) и падением жизненного уровня населения. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от промышленно развитых стран, в которых уже начался на базе достижений научно-технической революции переход к информационному (постиндустриальному) обществу, к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам.

Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения пришла в противоречие с системой привилегий номенклатуры. Отчуждение от политической власти и средств производства, а фактически и от гражданских прав, привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма.

В этих условиях новое руководство СССР начало проводить политику перестройки. Ее целью стал вывод из кризиса советской системы. Начало перестройки относится к апрелю 1985 г. и связано с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

Перестройка прошла 3 этапа: 1985-1988 гг. - поиск путей развития, реформы в рамках существующей партийно-политической системы; 1988-1990 гг. - реформирование политической системы; 1990-1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена идеология и стратегия реформ. Провозглашалось возрождение ленинского лозунга «Вся власть Советам!» и превращение Советов в реальные органы власти на всех уровнях; учреждение нового политического органа - Съезда народных депутатов СССР и проведение альтернативных выборов. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели - социализма с человеческим лицом. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека).

Началось обновление и омоложение руководителей всех уровней. Широкое развитие получили гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

Первые альтернативные выборы прошли весной 1989 г. В мае начал свою работу I съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А.Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А.Тюлькин), движения Трудовая Россия (В.И.Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И.Полозков, затем ГА. Зюганов) и др. Возникли социал-демократические партии: Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В.Шейнис), Народная партия свободной России (А.В.Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением Демократическая Россия (Е.Т.Гайдар), Демократической партией России (Н.И.Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н Лысенко). Возникла Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (В.В.Жириновский).

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахарову, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер Е.Т.Гайдар).

Приоритетной задачей экономических преобразований М.С. Горбачева было ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции («Закон о госприемке»). Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии (объединении)». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции, по-прежнему, включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В ходе экономических преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о необходимости перехода на арендный подряд на селе. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания искусственно поддерживались на низком уровне, сельское хозяйство было дотационным.

Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства, народное хозяйство в ходе перестройки лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. Поэтому после некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад.

Во второй половине 1980-х гг. обострились национальные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений, который постепенно вылился в борьбу против Центра, который отождествлялся с Россией. Национальный вопрос превратился в инструмент борьбы за власть.

Конституция СССР не действовала на значительной части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, поскольку существовали еще 15 президентов и глав республик. КПСС перестала быть связующим звеном внутри страны. В условиях нестабильного положения одной из важнейших задач стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками.

8 декабря 1991 г. на встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.Н.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) было объявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение юридической силы не имело, однако в условиях развала союзной государственности не было предпринято никаких мер по предотвращению распада СССР. 21 декабря в Алма-Ате лидеры бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.

52. Становление новой российской государственности (1993–1999)

Пришедшие к власти в России в начале 1990-х гг. радикальные реформаторы выдвинули программу экономических реформ, получившую название «шоковая терапия»: свободное ценообразование; либерализация торговли; массовая приватизация. Главным стратегом экономических реформ выступил вице-премьер Е.Т. Гайдар. Целью «шоковой терапии» стало разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность и создание новых социальных групп, прежде всего, широкого слоя собственников.

2 января 1992 г. были отпущены цены на большинство продуктов. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности, т.е. передача ее в частную собственность. С 1 октября 1992 г. началась выдача гражданам приватизационных чеков - ваучеров. Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение.

Результаты реформ противоречивы. С одной стороны, либерализация торговли ликвидировали товарный и продуктовый дефицит. В ходе приватизации был разрушен механизм централизованного управления экономикой. С другой, продолжался спад производства, резко снизился уровень жизни населения. В результате освобождения цен денежные накопления обесценились, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к стремительному падению курса рубля. В ходе приватизации произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения.

На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. был смещен с поста премьер-министра Е.Т. Гайдар. Новым главой правительства стал B.C. Черномырдин. Началась корректировка курса на реформы. При сохранении общего направления движения в сторону рынка, ставка была сделана на поддержку государственных, в основном, убыточных предприятий. В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила смягчить ситуацию. Продолжалась массовая приватизация государственных предприятий. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Однако правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики, что привело к усилению сырьевой ориентации промышленности.

Следующим, наиболее ощутимым, событием в социально-экономической жизни страны стал дефолт – острый финансово-экономический кризис. 17 августа 1998 г. премьер-министр С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг. Это привело к высокой инфляции (до 60%) и росту цен, таким образом, снижение реальных доходов граждан произошло примерно на треть.







Сейчас читают про: