Идеология

Террористическое народничество П. Н. Ткачева

Идеология


Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по расчету Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, имеющих основательную научную подготовку. Они должны идти в народ и при помощи терпеливой пропаганды помочь ему [народу] понять его потребности и силу. Когда интеллигенция построит справедливое социалистическое общество, она сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь интеллигенция получила образование и другие жизненные блага только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.
Биография Лаврова


Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - русский социолог, экономист. публицист, философ. Родился в семье помещика в селе Мелихово Псковской губернии. В 1837-1842 годах обучался в Петербургском артиллерийском училище, считался лучшим учеником академика М. Остроградского. С июля 1844 года преподает высшую математику в этом же училище. Женился на вдове с двумя детьми. Впоследствии работал преподавателем истории и иностранных языков. сотрудничал в "Военном энциклопедическом лексиконе" и военных журналах. Дебютирует как поэт (два стихотворения опубликованы Герценом в Лондоне). В легальной печати появились "Письма о разных современных вопросах" (1857). "По поводу вопроса о воспитании" (1858). "Практическая философия Гегеля" (1859). В 1859 году в "Отечественных записках" опубликованы его "Очерки вопросов практической философии". На 1859 год пришлось знакомство с П. Чернышевским. В 1861 году Лаврова приглашают вступить в тайное общество "Земля и воля". В эти годы он работал редактором "Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами". После покушения Каракозова на Александра II Лавров арестован и сослан в Вологодскую губернию. Здесь в 1868-1869 годах написал "Исторические письма". С помощью Г. А. Лопатина зимой 1870 года из места ссылки бежал. В Париже был принят в члены Антропологического общества. С осени 1870 года - член одной из секции I Интернационала. Познакомившие!, с деятелями Парижской Коммуны, Лавров пытался организовать финансовую помощь коммунарам. Издавал за границей (Цюрих, Лондон) свой журнал, газету "Вперед". П. Л. Лавров писал: "На первое место мы ставим положение. что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для парода, по и посредством народа". Статьи этого периода составили книгу "По поводу самарского голода" (1873-1874). С весны 1880 года вместе с Г. Плехановым и И. Морозовым издавал "Социально-революционную библиотеку". С 1881 года - уполномоченный Общества Красного Креста "Народной воли". Умер в Париже.
СОЧИНЕНИЯ
П. Л. Лавров о религии/Сост. А. И. Володин. М.. 1989:
Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М.. 196.5;
Избранные произведения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934-1935:
Парижская Коммуна 1871 года. Л.: М.. 1925:
Этюды о западной литературе. Пг.. 1923;
Собрание сочинений Петра Лавровича Лаврова (Серия I-VI1. 14 ов). Пг.. 1917-1920:
рукописей 90-х годов. Женева, 1899.
^


В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не может самостоятельно провести революцию. По его мнению, революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но эта организация должна была с помощью террора заранее «расшатать» существующую власть. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: