double arrow

Народные игры и игрушки как средство социализации детей


Народные игры и игрушки в современной системе образования

Народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.

Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможности наиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.

При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.

Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания - простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнением нельзя не согласиться.

Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игры развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели - развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.




Народные игрушки тоже широко используются в современной системе воспитания. Это различные яркие пирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец, это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская, городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.

Народная игрушка проста, красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтому народная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же как предмет эстетического быта.

Таким образом, мы познакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важности для воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования, которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкам как средству социализации.

Как мы уже говорили, деятельность - важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.

Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.



Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Рассмотрим некоторые из игр. В игре «Кто с нами», построенной по принципу переклички двух команд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.

Игра «Воробушек» связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.

Игра «Пахари и жнецы» тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.

В игре «Лень» главный персонаж наделён качеством, которое не находит

поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.

Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.

Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания на предмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу. После испытаний все поздравляют «молодожёнов», и игра начинается снова.

Ведущий во время игры приговаривает: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг другу» (14, с.25). На протяжении игры участники поют величальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом».

Таким образом, игра в свадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно жить дружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.

Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что народные игры предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками игрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.

Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства.

Существует ряд народных игр, основанных на небольших простейших попевочках. Эти игры дают возможность окружить малыша любовью взрослых, заботой, вниманием, научить его радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми.

В раннем и дошкольном детстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя с ребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение, создавая условия для его самостоятельной игры.

Рассмотрим как разновидность игр с детьми народные пестушки и потешки. Пестушками взрослые сопровождают уход за ребёнком, а потешки - это игры взрослого с ребенком, с его ладошками, пальчиками. Они помогают установлению и формированию добрых, доверительных отношений между ребенком и взрослыми. Главное в этих отношениях - проявить любовь к ребёнку, расположить его к себе. При этом взрослые активно используют жесты поглаживания, которые помогают установить контакт с ребенком, наполняют отношения спокойствием, добрыми чувствами, снимают напряжённость, отчуждённость. Дети тоже выполняют движения в соответствии с текстом потешки сначала по показу взрослого, а потом и самостоятельно. Благодаря разнообразию потешек и пестушек, ребёнок обогащается эмоционально, учится выражать эмоции, адекватные содержанию текста. Это может быть радость, удивление, насмешка, обида и т.д. Также ребёнок знакомится с выразительными жестами, с разнообразием мимики.

Ласковые пестушки, обращение к ребёнку помогают в воспитании. Например, мама приговаривает:

«Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький» (17, с.11).

Народное слово может помочь утешить ребёнка:

«Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесёт орешки Для нашей потешки» (17, с.12).

При это мать (или взрослый) передаёт ребёнку всю свою доброту, ласку, успокаивает его.

Пестушки, потешки могут быть обращены к разным частям тела ребёнка: к ладошкам, пальчикам, ручкам, глазкам, головке, ножкам и т.д. Это помогает малышам усвоить строение своего тела, изучить его возможности: ладошки могут хлопать, ножки топать, ушки слышать и т.д. На вопрос «Где наши глазки?» ребёнок отвечает показом: «Вот они!» Также попевки стимулируют детей: «Ручками мы хлопнем - да, да, да! Ножками мы топнем - да, да, да!»

Разнообразны народные игры с пальчиками. В них не только развивается мелкая моторика, но и происходит косвенное знакомство детей с различной деятельностью:

«Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське - указке - воды носить,

Мишке - соседке - печи топить,

Гришке - сиротке - кашу варить,

Крошке - Тимошке - песни петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать» (17, с.24).

Таким образом, народные пестушки, потешки помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым.

Так как предметный мир имеет большое значение для социализации детей, то рассмотрим игры, которые помогают детям ориентироваться в окружающем мире, вызывают желание познавать его.

Игры с предметами развивают у детей умение действовать с предметами. Наиболее популярны народные игры с мячом. Игры с мячом разнообразны. Это игры-состязания, например, «Зевака», «Гонка мяча по улице», игры, которые построены на определённом сюжете, в которых не просто развиваются сила, ловкость, различные умения, а дети выступают в какой-либо роли (игры «Охотник», Защищай город», «Сторож», «Зайчик» и другие).

Предметный мир важен для сюжетно-ролевых игр. Используя народные атрибуты, например, куклы, орудия труда, дети воспроизводят в своей игре жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра является отражением взрослого мира, и различные предметы, используемые детьми в игре (мебель, предметы обихода и другое), придают ей большее сходство с жизнью взрослых.

Флерина отмечает игры с куклами, среди которых игра «В семью». Для этой игры необходимы куклы, изображающие маленьких детей. Здесь детьми усваиваются навыки культурного быта, семьи, присутствует элемент подражания матери в её заботе о ребёнке.

По мере взросления ребёнка расширяется круг его общения. Он вступает во взаимодействие с другими детьми. И эти отношения отчасти строятся игровыми способами, будь то дружеский досуг или конфликтная ситуация. Для этого детьми используются разного рода мирилки, дразнилки. Они позволяют примириться или своеобразным способом выяснить «кто есть кто» (например, «жадина-говядина»). Приговоры, зазывалки помогают организовать игру. Эта традиция сбора участников игры, существующая с давних времён, используется как игровой зачин:

«Тай, тай, налетай

В интересную игру,

А в какую - не скажу!

Догадайтесь сами,

Девочки с усами,

Мальчики с косами» (15, с.203).

После выбора игры необходимо распределить роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь детям в этом случае приходят различные считалки, жеребьевки. Далее, когда роли распределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные для всех участников. Нарушающие правила удаляются из игры.

Значит, можно сказать, что народная игра организует детей, учит делать выбор и адекватно оценивать его, приучает к определённым правилам, учит быть ответственным за отведённую роль в игре. Народная игра является средством взаимодействия детей, даёт первый опыт общения в детском коллективе.

Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству.А.П.Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.

Таким образом, из вышесказанного сделаем выводы. Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: