Кошки, павианы, шакалы, собаки, волки

Крокодилы, бараны, козлы

Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов.

Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами Реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в Фаюме, в главном культовом центре крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего дня того, чтобы стать воплощением души Ба Себека.

Такой крокодил жил при храме в большом вольере, окружался заботой и почётом и довольно скоро становился ручным; жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями. В заупокойном храме Аменемхета III обнаружены погребения священных крокодилов, о которых также упоминает Геродот. В то же время, наряду с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра, ассоциировался с Сетом.

Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с душой Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах - Амона(-Ра) (баран Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами;). С культом барана были связаны некоторые религиозные табу (так, в храм Хнума запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти).

Амон в образе барана, охраняющий фараона Тахарку. Храм Амона у скалы Гебель- Баркал в Напате 8 в до н э.

Относительно культа козлов пишет Геродот. С козлом ассоциировался Банебджедет и одно время бог Шаи.

Кошка, священное животное богини Баст, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот, культ их связывался с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху Древнего царства кошки ассоциировались с богами-змееборцами; известен (плохо сохранившийся) миф о кошке - дочери Солнца и его Оке (поэтому на груди у статуэток священных кошек часто изображали Око Уаджет). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Баст в Бубастисе.

Павиан-кинокефал считался священным животным Тога. Культ его также связывался с солнечным культом (поскольку при восходе Солнца горные павианы издают радостные крики), с почитанием Луны и с заупокойным культом (павиан упоминается как один из стражей входа в Дуат). Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами; дрессированные павианы участвовали в религиозных мистериях.

Шакалы ассоциировались с западом, пустыней и богом Анубисом; культовым центром собак и шакалов был Кинопольский ном. Почитание волков связывалось с культом Упуаута.

Анубис (Инпу) - бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета. Самые ранние упоминания об Инпу можно найти в Текстах пирамид Древнего царства, датированных еще XXIII в. до н.э., где его обязанностью было следить за царскими захоронениями, кладбищами и некрополями. Ночью же Инпу оберегал мумии от злых сил.

Изначально Анубис считался правителем мира мертвых и имел титул Хентиаментиу. Так же назывался и город, в котором стоял его храм. Надо отметить, что до возникновения культа Осириса Анубиса почитали как главного бога Запада. Центром поклонения Анубису являлся город 17-го нома Каса (Кинополь — «собачий город»).

Когда Сет убил Осириса, Анубис помог Исиде найти его тело, а перед погребением завернул тело своего отца в ткани, которые пропитал специальным составом. Таким образом он создал первую мумию, что позволило сохранить тело. С этого момента Инпу стали считать создателем погребальных обрядов и дали титул бога бальзамирования. Ко всему прочему Анубис считался богом ядов и лекарств.

После того как Осирис занял лидирующие позиции, статус правителя мира мертвых Дуата перешел к нему. Инпу же, как и Тот, становится проводником душ по западной части Дуата — Аменти от загробных врат до суда Осириса.

В Папирусе Ани времен XVIII династии, даётся подробное описание того, как проходил этот суд. Сорок два судии принимали решение, отправить ли душу на «Поля Иалу» (или «Поля Тростника», райская страна), либо предать страшной смерти. Роль Анубиса состояла в том, чтобы взвешивать сердце умершего на Весах истины. При чем на левую чашу весов бог клал сердце, а на правую — священное перо богини Маат, символ истины.

В погребальном ритуале Инпу обеспечивает мумификацию покойного. На тело необходимо было надеть маску Анубиса, после чего он считался воплощением Инпу. Благодаря этому бог мог превратить умершего в ах, душу, посмертное воплощение человека.

В своей руке Анубис держал символ жизни (как божественной, так и человеческой) – Анх.

Анубис также изображался в виде дикой собаки Саб черного цвет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: