double arrow

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства


Первый период развития русской риторики - риторика Древней Руси и доломоносовского периода.

Риторика в XX веке.

Развитие русского судебного красноречия.

План

РАЗВИТИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ

1. Риторика Древней Руси и доломоно­совского периода.

2. Российская риторика ломоно­совского периода.

3. Период рас­цвета русской риторики.

Риторика Древней Руси и доломоно­совского периода

Этому способствовал образ жизни славян, их культур­ные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались на городских площадях, куда сходились все жители. Грамотность в Древней Руси не была привилегией только представителей господствующего класса. Ею владели, как свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях, и простые горожане. Открывались школы для юношей. В 1086 г. сестра Мономаха устроила при одном из монастырей в Киеве школу для девушек. Значительную роль в деле образования и просвещения играл Киево-Печерский монастырь, представляющий собой по сути высшее учебное заведение средневекового типа.




С принятием христианства и усвоением церковнославянской письменности Русь при болгарском посредничестве получает доступ к основным памятникам греческой, латинской, раннехристианской, византийской культуры. В монастырских библиотеках, наряду с богослужебными книгами, хранились светские сочинения: летописи, географические описания, военные и исторические хроники. По словам профессора В.А. Якимова из его книги «О красноречии в России до Ломоносова» (1838) крупные деятели Древней Руси умели и сильно чувствовать, и ярко выражать свои чувства.

Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха; «Слово Даниила Заточника»; выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве».

Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его поучения и проповеди — великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», — так говорили о нем современники.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях» (во втором десятилетии XVII в.). Это произведение состояло из семи глав, в каждой из ко­торых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия — представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи другими науками и т.д. Это сочинение стало основой первых русских учебников по теории красноречия!



Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 г. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 записей этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» (дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырех родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы к возбуждению страстей) и «Об украшении слова» (учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи).

Значительное количество риторик появилось в эпоху петровских преобразований, в конце XVII - начале XVIII века. Наиболее известные среди них: «Риторика» Михаила Усачева (1699); «Риторическая рука» Стефана Яворского (1698, перевод Федора Поликарпова - 1705); риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706-1712).

Известны также труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681—1736). В его сочинениях со­держится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет:

«… для ясности описания следует избегать двусмысленных слов и выражений, излишней изощренности, частых ост­рот и нагромождения лиц и предметов. Для всех описаний общими и главнейшими являются два достоинства: ясность и краткость, причем та и другая способствуют на­глядности предмета».



В России большое распространение имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заве­дениях велось на латинском языке. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга до сих пор хранятся много­численные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с рито­рическими статьями и школьными речами.

Российская риторика ломоно­совского периода

Значительный шаг вперед сделала риторика ломоно­совского периода.Огромную роль в развитии риторики сыграл сам М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия».

Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 г. Она называлась «Краткое руководство к ритори­ке на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами. Так, Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии».

Но М.В. Ломоносов «ослушался» и свою вторую, риторику «Краткое руководство к красноре­чию» тоже написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Рито­рики» появилось в 1748 г.

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фун­даментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVII в., но и в последующие периоды.В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудито­рией.

«Риторика» содержит традиционные разделы: об изобретении, об украшении, о расположении, но в их рамках Ломоносов высказывает много новаторских идей — о классификации стилей, о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об особенностях национального языка и др. Ученый был сторонником строгой нормализации языка. «...Ежели в народе слово испорчено, то старайся оное исправить», — рекомендовал он.

Сочинение Ломоносова стало настольной книгой обра­зованных читателей XVII века и принесло ученому гром­кую славу. Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают» «Риторику» Ломоносова. В XVIII веке она выдержала семь изданий (последнее — в 1797 г.), в начале XIX века - два (1805г. и 1810 г.).

Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги. Были изданы и другие работы по риторике.

В конце XVIII — начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и универси­тетская школа красноречия. Появился целый ряд значи­тельных сочинений по риторике. Например, заслуживает внимания работа известного государственного и полити­ческого деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербург­ской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоцио­нальности речи. Значительное место в его работе относится описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения.

[К общим свойствам хорошего слога М.М. Сперанский относит: 1) ясностъ («...хотеть писать собственно для тот, чтобы нас не понимали, есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей»); 2) разнообразие Нет ничего несноснее, как сей род монотоний в слове, когда все побочные понятия, входящие в него, всегда берутся с одной стороны, когда все выражения в обороте своем одинако­вы»); 3) единство Надобно, чтобы части были разнооб­разны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении цар­ствовал один какой-нибудь главный тон, который бы по­крывал, так сказать, собой все прочие. Отрывы и падения из слога высокого в слог низкий, из красивого и непосредственный не могут ничего другого произвесть, как разногласие и дикость»); 4) равностъ слога с материей Слог должен быть равен своему предмету, то есть все побочные понятия должны быть соразмерны своим главным. Если главные мысли возвышенны, все зависящие от них должны быть сильны и благородны; если первые про­сты, последние должны быть легки и естественны»).]

М.М. Сперанский советовал развивать собственное крас­норечие изучением правил, чтением образцов и упражне­ниями в сочинении. Большой вклад внес М.М. Сперанский в развитие дело­вого стиля русского литературного языка.

Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» первого ректора Харьковского университета, доктора философии И.С. Рижского, написанная в 1796 году. По этому учебнику обучалось не­сколько поколений трех ведущих университетов страны Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.С Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца XVIII века. Достоинством риторики И.С. Рижского является не­посредственная связь с языковой прак­тикой деятелей XVIII века (поэтов, прозаиков, ученых). Изложение теоретического материала сопровождается пре­красными литературными иллюстрациями — примерами из произведений Державина, Карамзина и дру­гих литераторов того времени.

Период рас­цвета русской риторики

Первая половина XIX века считается временем рас­цвета русской риторики. В этот период появляется око­ло шестнадцати риторик широкой теоретической и прак­тической ориентации, основной пафос которых был на­правлен на определение принципов организации прозаи­ческих текстов.

Характерной особенностью русской риторики того времени было де­ление ее на общую и частную. Общая риторика рассмат­ривала общие законы речи, правила появления, располо­жения и выражения мыслей, а частная риторика описы­вала прозу, конкретные ее виды и разновидности.

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича, К.П. Зеленского и др.

А.Ф. Мерзляков, профессор Московского университета, заведующий кафедрой российского красноречия и по­эзии, в своей «Краткой риторике» (1809 г.)первым представил многообразие родов и видов словесности: 1) пись­ма; 2) диалоги; 3) учебные сочинения; 4) история (харак­теры, биографии, романы, подлинная история); 5) речи (духовные, политические, судебные, похвальные, акаде­мические). Основное внимание уделяет слогу.

Автором популярных учебников «Общая риторика» (10 изданий: 1829—1849) и «Частная риторика» (7 изданий: 1832-1849) был Н.Ф. Кошанский, филолог, переводчик, профессор русской и латинской словесности Императорс­кого Царскосельского лицея (с 1811 по 1828 гг.). Его лек­ции слушал А.С. Пушкин.

В «Общей риторике» значительное место в книге занимают рассуждения о стиле, который автор именует слогом. «Слог должен быть приличен предмету: простой предмет требует про­стого слога, важный возвышенного... Но если высокое пишется низким или низкое высоким слогом, то сочинение называется забавным, шуточным», - пишет он.

В «Частной риторике» описываются пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство», «ученость». Анализируя красноречие истинное и мнимое, автор делает вывод: «Истинно красноречивым может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели».

А.И. Галичу,преподавателю Императорского Царско­сельского лицея, одному из первых представителей фило­софской кафедры в Петербургском университете, принад­лежит одно из фундаментальных исследований — «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830). Работа состоит из двух разделов: «Словесное ви­тийство» и «Витийство телесное».

Автор характеризует общие свойства «совершенного, или ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность, единство, сила и вы­разительность, благозвучие.

А.И. Галич предлагает свою классификацию стилей («ро­дов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусствен­ный; 3) цветущий, щеголеватый; 4) растянутый, обиль­ный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный.

Ко второй половине 40-х годов XIX в. относятся наи­более значительные работы К.П. Зеленецкого,профессо­ра Ришельевского лицея в Одессе, которые стали солидными учебными пособиями для гимназий и университетов: «Исследования о реторике...» (1846); книги «Курса русской словесности» — «I. Общая риторика», «II. Част­ная риторика», «III. Пиитика»; «История русской лите­ратуры для учащихся» (все опубликованы в 1849 г.). [Написание вариантов «реторика / риторика» именно такое: в «Исследовании» 1846 г. - везде «реторика», в учебниках 1849 г. — везде «риторика».]

К. П. Зеленецкий уделяет большое внимание таким вопросам: «Различные роды речи по способу ее изложения», «О чистоте письменной речи русской в лексическом отношении», «О практических заня­тиях русским языком» и др.

Таким образом, к концу первой половины девятнадца­того столетия риторика все в большей степени склонялась к практической стилистике и культуре речи.