double arrow

Концепция и деятельность


Термин

Гуманизм и ранесанские представления о мироздании.

Арабо-мусульманская культура

Аравия была связана с Месопотамией, с Сирией, Египтом и Эфиопией.

В Аравии противостояли иудеи и христианские общины. У арабов была религия – ханифизм – учение о едином Боге Рахмане (милостивый).

Рахман – прилагательное аллаха. У арабов сохранялись родоплеменные отношения. Нужна была общая религия – ислам.

Основатель ислама – Мухамед. 7 век – зарождение ислама.

В 40 лет – первое откровение аллаха о том, что Мухамед должен донести идею единобожия, соц.справедливости.

В 625 году Мухаммед бежит в Ясриб из Мекки.

16 июля – начало ислама. Оно объединяет в ислам народ.

Мухаммед – ислам (стоящий впереди) Правитель, военоначальник, судья. Медина – город пророка.

Мекка – центр исламаю После смерти Мухаммеда между маханджирами и анцарами борьба.

Правитель Абу Банкр – халиф (заместитель посланника божьего)

Нерасторжимое единство, вера, государственно-правовые устои,культура.

5 столпов веры:

Шахад – свидетельствовать, личная воля отвергается аллахом. Намаз – молитва (6 раз в день).

Праздничная молитва содержала

- Салят (намаз)

- Рамазан

- Хадж

Предание об именах последователей Мухамеда:

Суниты и шиниты.

Святыня – храм в Медине. В древности арабы поклонялись каабе.

По легенде Авраам прибыл в Мекку, был установлен камень. В камне - голос Авраама.

В 9 веке в арабском халифате развивается врачевание. Знание – признак могущества Аллаха. Он знает о каждой вещи. Усвоение религиозного закона. Мистическое прозрение – философское рассуждение.

В 8 веке движение кадаритов, поставившее под сомнение догматы о предопределённости судьбы человеку. Арабы анализировали свои поступки на основе рационалистических установок греков.

Ибн Сина убеждён в познаваемости мира. Отрицал средневековый креационизм.

Стремился примерить науку с философией.

«Бог создаёт мир, чтобы человек познал мир, а через это – Бога.

Ибн Рушт развивал материализм аристотеля, о независимости общества --- эволюционное развитие мира пропагандировал.

Арабские поэты воспевали любовь к Богу.

Суфизм – чистый от несогласий, противоречий Бога и Мухамеда, познающего и познаваемого, отрицательного и положительного. Поиск Бога внутри себя. Повинуясь долгу любви они должны врачевать, заниматься музыкой. Отшельник – дервиш. Были факиры.

Великие поэты персии. Использовали музыку для медитации.

В языческой аравии поэзией занимались кочевники бедуины, которые должны поражать врагов племени словом. Поэт вдохновляется джинном, он обладает магической заклинательной силой к природе.

На ярмарках в городе Указе происходили состязания поэтов, лучшие стихи вывешивались в Каабе.




Малакки – стихи. В культуре в архитектуре сложился тип мечети. Всякая мечеть ориентирована на Мекку – Михрай символ мусульманства) Купол олицетворяет джимал.

В исламе запрещены изображение человека. Арабские растительные оранменты. Эпиграфические орнаменты, стилизованные надписи изречения из Корана.

Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека»[2]. Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило свое обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.



Ренессансный «гуманизм — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ в этом плане является в чем-то синонимом слова „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. Впротивовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические». Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, по указанию Баткина, впервые применил в 1808 году педагог Ф.Нитхаммер; после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия. Сами гуманисты XV века называли себя обычно «ораторами», реже «риторами», тем самым подчеркивая свое отличие от университетских ученых, а также связь с древними традициями античных ораторов.

Сами гуманисты рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность» (virtus atque doctrina), причем «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью» (litterae), а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность (benignitas), означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врожденным качествам, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение ученых античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства». Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания.

Современные учёные уточняют толкования: Пауль Кристеллер понимает под ренессансным гуманизмом «профессиональную область» деятельности примерно между 1280—1600 гг., которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин (грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия, включая политическую философию) наоснове классической греко-латинской образованности. Таким образом, как отмечает Баткин, подобные границы гуманизма не совпадают со средневековым квадривиумом, отличаются от традиционной номенклатуры свободных искусств и показывают серьезный разрыв между гуманизмом и тогдашним университетским образованием (за рамками раннего гуманизма остаются юриспруденция, медицина, естествознание, логика, теология, философия в понимании натурфилософии). Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и методам средневековой схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: