Монашеская, сельская, городская, рыцарская субкультуры и их вклад в средневековую культуру Европы
Духовенство | Рыцарство | Городская | Сельская | |
Образ жизни и место в соц. иерархии | Соблюдало целибат и религиозные нормы поведения. Епископ влиял на короля. Появление орденов. Не все священники были грамотны, не служили примером для паствы. Аскеты. | Война, охота, Праздные развлечения. Зародилось в 7-8 века. Привилегированное сословие со своим кодексом чести | 10-11 века. Зарождение Класса буржуа, Ремесленники Свободны, Защищены Цехом. | Тяжёлый Труд. Ярмарки – Развлечения. Карнавалы Нижняя Ступень Иерархии Не свободны |
Отношение к христианству | Мессианство, привержен- ность к догматам католич. веры. Нетерпимость к ереси. Главенствовало. | Защита христианских Ценностей от неверных Критика служителей церкви и необразован- ности. | Следование Христианским Идеалам. Критика Пороков Католической Церкви. | Пережитки Язычества. Вера В колдунов И оборотней |
Система ценностей | Аскетизм, следование Библии | Рыцарские добродетель, Защита чести и достоинства – сюзерена Верность долгу, Благородство, Щедрость, смелость Поклонение даме сердца, Знание этикета. | Стремление К свободе и Успеху. Христианские Ценности | Ум, Благородство Вера в чудеса Ценность мира и здоровья |
Идеал человека | Праведник с несокруши- мой твёрдостью духа, наделённый всеми христианскими добродетелями | Отважный, сильный, Благородный, образован- ный | Свободный, Благородный, Бескорыстный, предприимчивый | Благородный Защитник Обездоленн. Трудолюбив. |
Роль в развитии культуры | Клерикальная лит-ра, Агиография, Проповеди. | Куртуазная лит-ра, Лирика и рыцарский Роман. Трубодуры. «Тристан и Изольда» Легенды о короле Артуре | Вольнолюб. Антицерковн. Лит-ра Пародии На молитвы и Псалмы. Пародии На рыцарские Романы. «Роман о Лисе Новеллы, Пьесы. | Фольклор, Сказки, Поговорки, Рассказы о Нечистой Силе, Сказания О благород- ных разбой- никах. |
Романский стиль | Готический стиль | |
Хронологические и географич. Рамки развития стиля. | 11-12 века Франция, Италия, Германия | 13-15 века. Франция, Германия, Англия, Чехия, Италия, Прибалтика, Польша, Украина |
Культурно-мировоззренческие Истоки | Христианство, рыцарство, Доминирование церкви во Всех сферах жизни | Гуманизм, вера в силу разума, Творческую свободу Интелект. |
Символика архитектурных Форм | Завершённая целостность, Строгость и простота. Символ модели мира Отражался в архитектуре храма. Арочная форма дверных и Оконных проёмов, Перспективный портал, башни, Фрески, толстые стены. | Острые шпили, лёгкость, Динамичность, Простота, устремлённость Вверх - идея торжества человека, Его гения Торжество духа над Плотью. |
Особенности скульптуры | Обилие химер, кентавров, Дьявольских существ, Строга, фронтальность, Религиозная тематика Доминирует. | Круглые статуи, религиозная Тематика остаётся, но Обращена к чувствам Человека Удлинённость пропорций, Отклонение от строгой фронтальности под складками одежды. Угадывается очертание тела. |
Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.
Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах[1]. Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance»[2]. В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы ученых, новое открытие интеллектуального наследия античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance) не имеет эквивалентов в латыни[3], поэтому современники использовали слово renovatio.
Концепция «каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов[4]. Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф[5]. Позднее появились другие интерпретации понятия. Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского».
Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре.
Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.
Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый).
Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).
В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).