double arrow

Искусство Древнего Египта. Согласно сообщению Плиния, живописный портрет был широко распространен в Древнем Риме еще во времена республики, однако ни одного такого произведения до нас

Живописные портреты

Согласно сообщению Плиния, живописный портрет был широко распространен в Древнем Риме еще во времена республики, однако ни одного такого произведения до нас не дошло. Зато в распоряжении искусствоведов имеется достаточно полная группа портретов из Фаюмского оазиса в Нижнем Египте. Этим мы обязаны сохранившемуся до времен Римской империи (а может быть и возродившемуся) древнеегипетскому обычаю прикреплять портрет умершего к его завернутому в ткань мумифицированному телу. Удивительная свежесть их красок объясняется тем, что они выполнены в отличающейся чрезвычайной долговечностью технике энкаустики, в соответствии с которой краситель разводится в жидком воске. Такую краску можно сделать матовой и густой, как масляная, и наоборот — заставить ложиться тонким, прозрачным слоем. Лучшие из этих портретов, такие как тот, что показан на илл. 101, отличаются непревзойденными смелостью, непосредственностью и уверенностью мазка. Изображенный на нем темноволосый мальчик кажется живым — столь осязаемо воплотили правду жизни лучистые краски художника. Особо выделены глаза. В какой-то мере стилизованы и некоторые другие черты, но к счастью, в данном случае это не сказалось на качестве портрета, а лишь подчеркивает детскую привлекательность безвозвратно утраченного родителями ребенка.

Между наскальными рисунками, обнаруженными в пещере Ласко, и следующим этапом развития живописи - пропасть в почти 15 тысяч лет.

А этим самым следующим этапом стало искусство Древнего Египта.
Древнеегипетскому искусству свойственны две отличительные черты чисто технического и концептуально-технического характера.
Технически живопись Древнего Египта тесно связана с наскальными рисунками. Но ввиду того, что тип жилищ изменился, наскальные рисунки сменили рисунки настенные - на стенах храмов, гробниц, иногда внутри зданий. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносились непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствовало, потому, как правило, изображения были идентичны в обоих случаях.
В первых настенных росписях периода Древнего царствия применялось небольшое количество красителей (коричневые, черные, белые, красные и зеленые), которые, однако, при смешивании обеспечивали достаточно большое разнообразие оттенков:

Концептуальная особенность древнеегипетской живописи обусловлена значением загробной жизни в культуре Древнего Египта. Все виды искусства так или иначе были подчинены этой идее, а задача мастеров состояла в том, чтобы увековечить тот уклад жизни, к которому привык усопший на земле, в потустороннем мире.
Именно поэтому художественный интерес отсутствовал, как таковой. Египетское искусство не воспроизводило пейзажей, не передавало чувств или эмоций. И в живописи, и в рельефе было два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы.
При этом большое внимание уделялось качеству графики, имеющей такое же значение, как и заключенное в формах содержание. В живописи образ и слово были неразделимы, сцены всегда сопровождались иероглифами, поясняющими смысл изображения, а вместе живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры.

Изображение человеческой фигуры было подчинено жесткому канону. Самое главное при изображении фигуры человека — возможность различить каждую из частей тела. Потому человеческая фигура изображалась посредством сочетания различных точек зрения, в равной степени включая в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.

Изображение фигуры было вневременным - не передающим ни чувства, ни действия, но являющимся заклинанием, обращенным к вечности. Идеализация фигур - прямо пропорциональна их социальному положению. Неподвижность и вневременная невозмутимость пропорциональны рангу изображаемого. Изображение символизировало социальную функцию персонажа, для чего было необходимо также воспроизвести его атрибуты. Изображаемые фигуры должны были быть безошибочно узнаваемы. И, таким образом, превращались в архетипы: фараона, писца, ремесленника. Поэтому изображение обобщалось в нескольких типичных категориях, которые повторялись на протяжении всей истории египетского искусства. Ранг воспроизводимых фигур обуславливал масштаб, так что размер был тем больше, чем выше положение в социальной иерархии. Так, в сцене битвы фараон может казаться гигантом рядом с изображениями рядовых воинов или врагов. Размеры фигур зависели от важности персонажа и не имели никакого отношения к пространственной глубине.

Тем не менее, жесткие каноны несколько смягчались при воспроизведении персонажей второстепенных или относимых к низшему социальному классу, таких, как слуги, ремесленники и крестьяне. Эти фигуры обретают большую живость, причем не только во взгляде, но также и в динамизме жестов и поз - зачастую они изображались в процессе труда. Фигуры дровосеков, пастухов и крестьян достаточно экспрессивны.

Тем не менее, когда эти же самые фигуры выступают в качестве носильщиков подношений, они уже воплощают в себе большую сдержанность и неподвижность.

Между эпохами Древнего и Нового царствий в древнеегипетской живописи произошли существенные изменения. Была усовершенствована цветовая палитра: благодаря сочетанию различных тональностей (трех желтых и бурых и двух красных, голубых и зеленых) художники сумели запечатлеть в своих композициях совершенно неизвестные до той поры цветовую градацию и светопроницаемость. Одним из наиболее ярких образцов этого периода считается сцена, относящаяся к гробнице должностного лица, изображающая погребенного во время охоты на птиц на болотах (сейчас находится в Британском музее в Лондоне)

__________________
"Людям нужны книги комиксов и волшебные сказки" (Д.М.)

Последний раз редактировалось Nuarika; 20.03.2011 в 17:28.


Сейчас читают про: