Живопись Мадхубани
Живопись мадхубани. Первоначально картины в этом стиле изображались на стенах, сегодня же их рисуют на изготовляемой вручную бумаге или ткани. Художник проводит прямые линии, а затем наполняет изображения яркими и сочными красками.
Живопись тханка, характерная для столицы Ладакха Лех, посвящена Будде и ритуальному поклонению. Создаваемые на шелке тханка широко используются в качестве декоративного украшения стен жилищ благодаря своей великолепной цветовой гамме.
В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Это искусство сохранилось до сих пор, однако в основном работы не отличаются былой утонченностью, в огромных количествах они продаются на обочинах дорог, где охотно раскупаются туристами. Искусство миниатюры существовало в разных формах в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Гуджарате, Химачал Прадеше, Мадхья Прадеше и Раджастхане. Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». На миниатюрах в изобилии встречаются насыщенные и яркие изображения флоры и фауны, людей в выписанных и красочных тюрбанах и одежде.
Напольный дизайн
Стиль ранголи, также известный как алпана и колам, — это искусство украшения полов и стен домов порошком из белого камня, извести или рисовой муки с использованием пальцев вместо кисточки. Большинство ранголи содержат изображения растений и животных, хотя встречаются и геометрические узоры. Для каждого штата характерен свой стиль живописи. По особым случаям, ранголи рисуют в каждом доме, независимо от степени владения мастерством. Каждый раз женщины соревнуются друг с другом в создании новых рисунков. Ранголи имеет и религиозное значение: это искусство призвано умилостивить богов.
Живопись мадхубани
Народным искусством мадхубани занимаются женщины, проживающие вблизи базарного города с одноименным названием в штате Бихар. Живопись мадхубани необычайно художественна, стилизованна и символична. Для нее характерно изображение главных богов и богинь индуистского пантеона, а также одомашненных и диких животных. Изображения природы и мифологических сцен создавались на протяжении многих веков на стенах жилищ во время сезонных праздников религиозного года и особых событий, например, свадеб. Как художников женщин стали признавать только в последние тридцать лет. Во время сильной засухи 1966-68 гг. о регионе узнал весь мир, когда на развалинах домов были обнаружены удивительные рисунки. В результате Всеиндийский Совет по ремеслам взял регион на заметку. Впоследствии Совет стал поощрять художниц на создание для продажи традиционных картин на бумаге ручной выделки. Но даже в наше время большая часть работ остается безымянной, так как некоторые из женщин отказываются считать себя индивидуальными создателями произведений искусства.
Коммерциализация народного искусства стала настоящим подарком: она позволяет людям по всему миру открывать для себя искусство, имеющее долгое наследие и связанное с жизнью женщин, искусство, которое сохранило свою подлинность и позволило создать новый прибыльный источник занятости для сельских индианок. Всемирно развивающийся рынок в этом виде искусства есть ни что иное, как дань изобретательности женщин мадхубани, которые успешно перенесли свое мастерство бхитти читра или настенной живописи на бумагу и противостояли соблазну слишком вольно трактовать свои традиционные сюжеты в стремлении удовлетворить непредсказуемым вкусам общества.