double arrow

Культура Итальянского возрождения


Этот период и гуманистическое движение в истории Европейской культуры, знаменующее конец средневековья и начало нового времени. В социальном плане Возрождение означало начало перестройки феодальных общественно-политических структур, которые приспосабливались к требованиям развитого товарного производства. В связи с этим общество стало более динамичным, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации культуры. Секуляризация – это процесс отделения культуры от религии. Появление светской культуры, светского искусства. Ренессанс возник в Италии XIV века, в западных странах он распространялся на север, где получил название северного Возрождения, а наибольшего расцвета достиг в середине XVI века, затем – угасание. Сроки эпохи возрождения устанавливаются достаточно широко, по самым смелым предположениям оно родилось еще в середине XI века. Самое позднее - XV век. Хотя чаще всего появление нового человека относят к промежутку времени между 1300 – 1350 гг. Иногда даты называют с точностью – 8 апреля 1341 года на Пасху. В этот день римский сенатор на Капиталистком холме вручил лавровый венок поэту Франческа Петрарке и таким образом была восстановлена церемония венчания поэтов, существовавшее в античности, но не возобновляющее в средневековье. Основа Ренессанса стала итогом 2х вековой традиции – узнавать новое в человеке и в культуре, сравнивая с античностью, возрождая великий опыт античной культуры. Возрождение стало первой эпохой, ощутившей себя, то есть здесь было положено начало исторического мышления. Однако с точки зрения историка Возрождение не является отдельной эпохой. С точки зрения социального, экономического, производственного развития не произошло существенных изменений, поэтому исследователи разделились на 2 половины, поддерживающих 2 взгляда на Ренессанс. Сторонники одного из них подчеркивали донаучные, не современные черты Ренессансного мировоззрения. Сторонники второго соглашаясь с локализацией возрождения за пределами современной культуры всё-таки выводили его высокую культурную ценность. Поскольку, именно в это время рождается широкая, более современная концепция, концепция природы, религии и человека. Мировоззрение возрождения развивается сначала в элитарных кругах, в так называемом гуманизме.




Цицерон гуманизмом называл высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей. Он захватывает разные социальные группы – купечество, дворы тиранов, проникает в папскую канцелярию, оставляет глубокий след в поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Гуманизм объединяет новую интеллигенцию, светскую интеллигенцию, которая объединяется в кружки, читает лекции в университетах, выступает ближайшими советниками государей. Гуманисты свысока отзываются о средневековой культуре, именуя ее варварской грубой манерой, больше всего гуманистов не устраивает в средневековой культуре догматизм церковного мировоззрения. Гуманист Лоренцо Вала противопоставляет Фоме Аквинскому (средневековый теолог) апостола Павла, который, не мудрствуя, укреплял Христиан в вере. У многих гуманистов содержится критика церкви, духовенства. Он высмеивает духовенство, развращенность монахов, их лицемерие. Данте «Божественная комедия» даже главы католической церкви попадают в ад. Эразм Роттердамский «Похвала глупости». В средневековой культуре отрицалось все то, что сковывает свободное творческое развитие человека. Несмотря на это отрицание возрождение является продолжением христианской культуры, оно складывалось во взаимодействии двух историко-культурных традиций, христианского средневековья и античной культуры. Христианская традиция породила образ человека в духовном измерении, античная же культура заложила традиции европейской социальности рационализма и преклонения перед культурой. В свете этого понятно почему гуманисты ценили сочинения отцов церкви, христианских мыслителей не менее высоко, чем античных авторов. Античное культурное наследие приобрело в это время практический смысл. Оно было необходимо для создания нового права, политики, натурфилософии, этики и эстетики. Однако следуя двум культурным традициям, используя наследия и средневековья и античности, гуманисты создали оригинальную культуру и прежде всего гуманизм связан с проявлением особого интереса к человеческим земным ценностям, ценностям культуры. Специфическими чертами стали следующие:



  1. Реабилитация природы, вместе с тем природы человека. Это приводит к пантеизму гуманистической природы.
  2. Признание человека гармоничным единством телесного и духовного начала, выдвижение на первый план личных достоинств и добродетелей человека. Центр нового мировоззрения становится человек. Антропоцентристкая картина мира.
  3. Радостное мировосприятие в противовес столетиями звучавший мотив о жалких условиях человеческого существования. Гуманисты настойчиво подчеркивают противоположную идею, о красоте и гармонии мира, о достоинстве человека, не сословном, сугубо личном. Возвращается интерес к научному познанию мира.
  4. Чувство молодости, юности, омоложения. Средневековье сравнивалось как осень. Эпоха ренессанса становится попыткой начать историю заново, это акт обновления истории. Рождение нового мировоззрения связывают с именем Франческа Петрарки. Именно он бросает вызов схоластике, как формально-терминологическому методу и противопоставляет ему научные знания, опирающиеся на жизненный опыт. К счастью в «граде Божьем» Августина Аврелия земное человеческое счастье, духовной любви к Богу, возвышенную любовь к земной женщине. Боккаччо в декамероне прославляет земные радости, равенство людей всех людей независимо от происхождения. Человек благороден не по происхождению, а по поступкам. Об основании достоинства о человеческой природы дано в философских сочинениях. Опираясь на античную идею – человек центр вселенной и христианского учения о сотворении человека Богом Пико изменяет представления. Человек есть свободный творец собственной природы, что является его главной привилегией человека, этим он возвышается над всем смертным. Центральное положение в мире к человеку обеспечивает близость к Богу. Пределом человеческих действий являются законы природы. Приступив их, он утрачивает свое превосходство над всеми земными существами, главный смысл человеческого бытия состоит в способности разума к творчеству, в процессе познания законов природы. Поэтому область, в которой программа новой деятельности осуществила себя наиболее ярко – сфера образования. Гуманизм стал сферой гуманитарных наук, включивших в себя собирание, изучение, комментирования античных текстов, на основе чего вырастала система классического образования.

С конца XIII века гуманисты активно начинают изучать греческий язык, их труды написаны на латыни. Латынь становится языком эпохи Возрождения. Особый интерес гуманисты проявляли к античной натурфилософии. К неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается платоновская академия, в главе которой был Фичини. Почитание Платона было возведено в культ. Считается, что слово гуманист впервые употребил Леонардо Бруни. Соединив в нем представление об учености с идеей о воспитанности нравственного достоинства и эта идея стала ударом по средневековому иерархизму мышления, согласно которому благороден только тот, кто отмечен благородным происхождением. Формой гуманистической мысли становится диалог. Возрождается ораторское искусство. Гуманисты – это понятие приложимое к достаточно ограниченной сфере деятельности новых людей, студия гуманитарис.

Новые ученые были заняты поиском утраченного за время средневековья, усвоения найденного, по всей Европе они отыскивают драгоценные манускрипты. Вывозят из Константинополя знатоков греческого языка, сундуки книг, производят раскопки, изучают античных знания, переписывают рукописи, вчитываются в каждую мысль античного автора, они подражают античности в одежде, возрождая театр, это движении получило название arsnova. Они пытаются возродить древнегреческий театр. Классическая образованность ренессансной элиты создавало блестящую репутацию и каждый итальянский двор желал видеть на своей службе столь блистательных людей. И вскоре, чтобы стать политиком или купцом нужно было причаститься к плодам новой образованности. Культура возрождения стала риторической. Слово понималось высшим проявлением человеческой природы, отсюда центральное место словесности. Работа над словом, обработка стиля – высшее человеческое предназначение. Размышление о справедливо устроенном государстве в эпоху возрождения привели к созданию особого социального направления, утопического коммунизма. Его представителями в то время стали Томас Мор и Томмаза Кампанелла. Мор в произведении «Город солнца» обосновывает идею о социальной справедливости на основе христианских принципов морали. Само слово утопия в переводе означает – место, которого нет. Все граждане должны трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, а пользоваться совместно произведенными благами. Границы между городом и деревней должны стираться, воспитание детей должно быть общественным, и способствовать проявлению индивидуальной способности. Они считали, что высокого уровня прогресса можно достичь при активном содействии государства, развитию наук, духовности, техники.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: