Развитие К-ы в эпоху Петра1
Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны. Русская культура XVIII в. развивалась как культура светская. ИЗУЧАЛИ- М.М. Щербатов, Карамзин
Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты (Иван Никитин, Андрей Матвеев) стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко.
В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники "Арифметика" Л.Магницкого, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.
Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен "Атлас российской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первое место среди них по праву занимает М.В.Ломоносов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н.Лепехин, философ Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук.
Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.
Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.
Е.И.Индова, А.А.Преображенский, Ю.А.Тихонов "Народные движения в России ХVП-ХVШ вв". Демидова Н.Ф. "Служилая бюрократия в России ХVП в. и ее роль в формировании абсолютизма".
Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы.
Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Император – фактически глава русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей».
К концу XVII—началу XVIII вв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии: 1) централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. число воевод возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру, а в конце XVII в. были образованы более крупные административные единицы – разряды; 2) в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться земские соборы); 3) был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями); 4) Россия в 1721 г. стала империей, усилились ее экспансионистские устремления; 5) законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий; 6) основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев («шляхетства»); 7) в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»).
Этапы развития абсолютизма в России: 1. Вт пол XVII (иногда XVIв) – зарождение абсолютизма, сочетание его со старыми учреждениями – БД и бояр арист-й. 2. XVIIIв – полное оформление абсолютизма как чиновничне-дворянской монархии с бюрократическими служебными сословиями «просвещенного абсолютизма». 3. Кон XVIII – сер XIXвв – реакционно-охранительное самодержавие, защищенное методами военно-династической диктатуры, устои крепостничества. 4. 1861 – 1905гг – абсолютизм, делающий 1й крупный шаг по пути к превращению в буржуазную монархию. 5. 1905 – 1917гг – 2й крупный шаг по пути превращения в буржуазную монархию, это самодержавие с гос думой и финансовой демократией.