Разв рус просвет-ва в 18в
В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов. В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. -- Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространеине также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов.
Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.
Получила в советс время наименование Крестьянской войны. ИЗУЧАЛИ- М.Н. Покровский, Андрущенко (Крест война 1773-1775 на Яике, в Приуралье, на Урале и в Сибири), Белявский, Буганов, Мавродин, Усенко.
Главной причиной крестьянской войны 1773—1775 гг. явилось усиление крепостничества, жесточайшей эксплуатации низших слоев населения: указы 1765 и 1767 гг. о ссылке крестьян в Сибирь за жалобы на помещиков; щедрые раздачи помещикам земель с крепостными;
продажа крестьян без земли; резкое увеличение налогов; увеличение барщинных дней до 5—6 в неделю, введение «месячины»; увеличение денежного оброка до 10 рублей с мужской души;
жестокие наказания крестьян помещиками; тяжелое положение работных людей; усиление насилия по отношению к народам Поволжья и Приуралья; наступление государства на бывшие вольности казачества, введение ненавистных принципов «регулярства».
Явилась самой массовой и широкомасштабной крестьянской войной в истории России. Лишь активных участников вооруженного сопротивления насчитывалось до 100 тыс. чел. (крестьяне, казаки, работные люди, национальные меньшинства). Инициаторами выступления стали яицкие казаки во главе с Е. И. Пугачевым(выдал себя за императора Петра III). Первый этап войны (сентябрь 1773 - март 1774) закончился взятием восставшими Татищевой крепости и неудачей при осаде Оренбурга. На втором этапе (март 1774 - июль 1774) восставшие продвинулись в районы горного Урала, Башкирские степи, подошли к Казани. На Урале силы Пугачева были пополнены башкирскими воинами и горнозаводскими рабочими. Кульминацией этого этапа войны стало взятие восставшими Казани. Третий период войны (июль 1774 - конец 1775) начался после взятия Казани и перехода восставшими через Волгу. Захватив Пензу, Саранск, Алатырь, Курмыш, Пугачев пытался двинуться на Москву, но остановлен правительственными войсками и был вынужден отступать на юг. Окончательно был разбит под Царицыным. Там же был захвачен правительственными войсками, содержался под следствием в яицком городке, Симбирске, затем направлен в клетке в Москву. На суде был приговорен к смертной казни вместе с Перфильевым, Шигаевым, Подуровым и Терновым. Третий период был самым массовым по размаху и самым слабым по организации (так как от Пугачева отошла значительная часть казачества). Отряды башкир под командованием Салавата Юлаева продолжали действовать до ноября 1774 г. Несмотря на захват и казнь Пугачева, восстание продолжалось на значительных территориях в течение всего 1775 г. ОСОБЕННОСТИ: отличалась от движений Болотникова, Разина, Булавина прежде всего тем, что была самой мощной, охватила огромную территорию, в ней участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, нерусских народов, горожан; Значительно выше была организованность восставших; В то же время, как и все предыдущие выступления, восстание носило локальный характер, крестьяне редко покидали пределы своего уезда (текучесть состава), военная организация была низкой. Самая мощная в истории России крестьянская война потерпела поражение. Причинами ее поражения были царистский характер, стихийность, локальность, неорганизованность, плохое вооружение, разобщенность движения, так как в нем участвовали различные категории угнетенного населения, каждая из которых стремилась добиться своих целей. Крест война наглядно показала, какие глубокие противоречия таятся в недрах русского общества. Ответом правительства Екатерины II на восстание стали реформы, направленные на укрепление системы управления государством.