Вопрос: культура России в XX веке: от социализма к свободе творчества. Основные тенденции развития постсоветской культуры

ВОПРОС: Латинская Америка во второй половине ХХ века. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки. Борьба за демократические преобразования. Два пути развития «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).

В экономике стран Латинской Америки к концу 40-х гг. XX в. преобладало производ­ство сырья и продуктов питания на экспорт. Наряду с крупными заводами и фабриками, новыми технологиями действовали мно­гочисленные мелкие отсталые производства. Особенно живучи были пережитки старого в сельском хозяйстве. Одним из основных тор­мозов развития производства было засилье латифундизма в сель­ском хозяйстве. Латифундисты владели огромными землями, а ос­новная масса сельского населения страдала от безземелья.
Преобладающие в характере латиноамериканцев эмоциональ­ность, темпераментность, открытое проявление чувств в сочета­нии с социальной нестабильностью, сложной экономической ситуацией и низким жизненным уровнем способствовали неус­тойчивости политической ситуации. Мятежи, перевороты и контр­перевороты сменяли друг друга, устанавливались авторитарные и диктаторские режимы, были нередкими убийства политических деятелей. Часто основной силой в переворотах была армия.
Еще одной характерной особенностью социально-политической жизни латиноамериканских стран были клановость, живучесть каудильистских традиций («каудильо» — вождь). Народ объединялся вокруг сильных, харизматических личностей, выдвигавших попу­листские лозунги.
Заметное влияние на общественную жизнь в Латинской Аме­рике оказывала католическая церковь.
Облик Латинской Америки постоянно менялся. С середины 40 — 50-х гг. XX в. происходил быстрый рост промышленности, чему способствовала протекционистская политика государств. Резкое со­кращение импорта товаров и капиталов во время Второй мировой войны и в то же время небывалый рост цен на экспортируемые из стран Латинской Америки аграрно-сырьевые продукты позволи­ли направить большие средства на развитие своего производства. В первые послевоенные годы стали очень популярными идеи демократических преобразований. В 1944 г. народные восстания свергли диктаторские режимы в Сальвадоре, Гватемале и Эквадоре. В Гватемале началась революция. В 1945 г. в Бразилии и Аргентине были восстановлены демократические свободы.
В конце 40-х гг. XX в. демократические веяния становятся непо­пулярными. Во многом это было связано с «холодной войной». В 1948 г. возникла Организация американских государств (ОАГ), ко­торая по принятой в 1954 г. резолюции имела право на интервен­цию против любого американского государства, оказавшегося «под контролем со стороны международного коммунистического дви­жения». Интервенция против Гватемалы в 1954 г. была санкциони­рована этой резолюцией. С 1947 г. начинаются репрессии против рабочего движения, коммунистов. Прошла череда военных переворотов, и были установлены диктаторские режимы в Перу, Ве­несуэле, Панаме, Боливии. В Парагвае диктатура генерала Стрес-нера (с 1954 г.) просуществовала несколько десятилетий.
Важным явлением в ряде латиноамериканских стран в этот период стала деятельность национал-реформистских партий. Они стремились потеснить иностранные монополии и латифундистов,выступали за аграрные реформы. Наиболее известным примером национал-реформизма стала деятельность Х.Д. Перона в Аргенти­не, который пришел к власти в результате переворота 1943 г. Для сплочения разных классов и социальных слоев государства Перон выдвинул идею хустисиализма (справедливости), который был объявлен особым, третьим путем развития, чисто аргентинским, отличающимся от коммунизма и капитализма. Хустисиализм при­зывал к объединению нации для преодоления зависимости и от­сталости и построения общества социальной справедливости. Пе­рон победил на президентских выборах 1946 г. Правительство Пе­рона выкупило и национализировало ряд иностранных компаний, железные дороги, центральный банк, средства коммуникаций, Были приняты меры по социальной защите населения. Но на рубеже 40 —50-х гг. XX в. произошло ухудшение внешнеэкономичес­ки конъюнктуры. Правительство не смогло продолжать свою политику. Начались забастовки. В 1955 г. в результате военного пере-юрота Пером был свергнут.
С конца 50-х гг. XX в. начался новый подъем демократического тижения. Пали диктатуры в Перу, Венесуэле, Колумбии. В Никарагуа убит диктатор А.Самоса. Военный режим в Аргентине сменяет конституционное правительство.
В начале 60-х гг. XX в. во многих странах приступили к проведе нию реформ, разработанных сотрудниками Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Концепция реформ включала ускоренную модернизацию экономической и социал! ной структуры, дальнейшую индустриализацию, интенсивно развитие сельского хозяйства, изменения на внешнеэкономических связях. Реформистская политика сочеталась с подавлением революционных сил. Подвергаясь давлению консерваторов, рефор­маторы часто шли на компромисс. В результате вскоре наметился поворот к реакции.
В Гватемале, Доминиканской Республике, Эквадоре, Гондура­се были установлены военно-диктаторские режимы. Реформы в Бразилии были остановлены в 1964 г. государственным переворо­том. В 1966 г. диктаторский режим установился в Аргентине. В ряде стран продолжалось партизанское движение. Партизанские отря­ды действовали в Никарагуа, Гватемале, Венесуэле, Колумбии. В 1967 г. пытался разжечь партизанскую войну в Боливии Че Гевара. К концу 60-х гг. XX в. Латинская Америка вновь склоняется в сторону прогрессивных преобразований. Инициаторами перемен в нескольких странах стали военные режимы левонационалистической ориентации, пришедшие к власти в результате переворотов в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре. Прокатилась волна национализации иностранных кампаний, преимущественно в добыва­ющей и нефтяной промышленности. В сентябре 1977 г. Панама добилась восстановления суверенитета страны над зоной Панамс­кого канала (полностью в 1999 г.).
Однако консервативные крути, использовав ошибки и трудно­сти реформаторов, в очередной раз сумели взять реванш. Поворот к реакции начался с Боливии (1971 г.). В 1973 г. произошли воен­ные перевороты в Уругвае, Чили. В 1975 г. были остановлены рефор­мы в Перу. Во второй половине 70-х гг. XX в. большая часть Латин­ской Америки оказалась под властью диктаторских режимов.
В 70 —80-е гг. XX в. всюду проводилась политика, обусловлен­ная необходимостью модернизации. В большинстве стран приме­нялись неоконсервативные концепции свободной рыночной эко­номики. В качестве основных источников финансовых средств ис­пользовались инвестиции, займы, кредиты из-за рубежа, иност­ранные технологии. Развивались отрасли производства, ориенти­рованные на экспорт. Первой на этот путь вступила Бразилия. «Бра­зильской моделью» воспользовались и другие диктаторские режи­мы (Чили, Аргентина, Уругвай, Боливия). Для этого курса харак­терно резкое снижение жизненного уровня населения. Страны с конституционными режимами (Венесуэла, Мексика) пошли по пути более мягких мер, с меньшими социальными издержками.
Экономические результаты модернизации были довольно бла­гоприятными. Произошли заметные сдвиги в экономике. Развива­лась промышленность. Обратной стороной модернизации стали быстрый рост внешнего долга и усиление инфляции, ужесточе­ние социальной политики, рост безработицы.
В результате борьбы населения происходит падение диктатур. Процесс демократизации идет почти повсеместно. На его разви­тие особенно повлияла революция в Никарагуа (1979 г.). Восста­навливаются конституционные правления в Эквадоре, Перу, Бо­ливии, Аргентине, Бразилии и др. Однако социально-экономиче­ское положение Латинской Америки остается неустойчивым. При­мером стал экономический крах в Аргентине в конце XX в. Ис­ключение составили Бразилия, Чили, Колумбия и Панама.
Настоящей бедой Латинской Америки стало производство нар­котиков, вывозимых в США. Наибольшее развитие наркобизнес получил в Колумбии, Боливии и Перу. В эту сферу вовлечены большие массы населения.

Революция 1917 года разделила художественную интеллигенцию России на две части. Одна из них, пусть и не все принимая в Совдепии (как многие называли тогда страну Советов), верила в обновление России и отдавала свои силы служению революционному делу; другая же отрицательно-презрительно относилась к большевистской власти и в разных формах поддерживала ее противников.

В. В. Маяковский в своеобразной литературной автобиографии «Я сам» в октябре 1917 г. охарактеризовал свою позицию так: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция». В годы гражданской войны поэт работал в так называемых «Окнах сатиры РОСТА» (РОСТА — Российское телеграфное агентство), где создавались сатирические плакаты, карикатуры, лубочные картинки с краткими стихотворными текстами. В них высмеивались враги советской власти — генералы, помещики, капиталисты, иностранные интервенты, говорилось о задачах хозяйственного строительства. В Красной Армии служили будущие советские писатели: например, Д. А. Фурманов был комиссаром дивизии, которой командовал Чапаев; И. Э. Бабель был бойцом знаменитой 1-й Конной армии; А. П. Гайдар в шестнадцать лет командовал молодежным отрядом в Хакасии.

В дальнейшем русская культура развивалась двумя потоками: в советской стране и в условиях эмиграции. На чужбине творили писатели и поэты И. А. Бунин, удостоенный в 1933 г. Нобелевской премии по ли-тературе, Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус, ведущие авторы антисоветской программной книги «Царство Антихриста». Некоторые писатели, такие как В. В. Набоков, вошли в литературу уже в эмиграции. Именно за рубежом снискали мировую славу художники В. Кандинский, О. Цадкин, М. Шагал.

В годы Великой Отечественной войны многие писатели обратились к жанру публицистики. В газетах печатались военные очерки, статьи, стихи. Наиболее известным публицистом был И. Г. Эренбург. Поэма

A. Т. Твардовского «Василий Теркин», фронтовые стихи К. М. Симонова («Жди меня») воплотили в себе общенародные чувства. Реалистическое отражение судеб людей отразилось в военной прозе А. А. Бека («Волоколамское шоссе»), В. С. Гроссмана («Народ бессмертен»),

Важнейшей частью художественной жизни военных лет стали фронтовые концерты и встречи артистов с ранеными в госпиталях. Большой популярностью пользовались русские народные песни в исполнении Л. А. Руслановой, эстрадные — в исполнении К. И. Шуль-женко и Л. О. Утесова. Широкое распространение на фронте и в тылу получили появившиеся в годы войны лирические песни К. Я. Листова («В землянке»), Н. В. Богословского («Темная ночь»), М. И. Блантера («В лесу прифронтовом»), В. П. Соловьева-Седого («Соловьи»).

С середины 50-х гг. литература и искусство стали играть в советском обществе такую же просветительскую роль, какую они играли в России XIX — начала XX века. Крайняя идеологическая (и цензурная) зажа-тость общественно-политической мысли способствовала тому, что обсуждение многих волнующих общество вопросов было перенесено в сферу литературы и литературной критики. Наиболее значительным новым явлением стало критическое отображение реалий сталинского времени. Сенсацией стали публикации в начале 60-х гг. произведений А. И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», рассказы) и А. Т. Твардовского («Теркин на том свете»). Вместе с Солженицыным в литературу вошла лагерная тема, а поэма Твардовского (наряду со стихами молодого Е. А. Евтушенко) знаменовала собой начало художественной атаки на культ личности Сталина. В середине 60-х гг. был впервые опубликован написанный еще в довоенное время роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с его не характерной для советской литературы религиозно-мистической символикой. Однако художественная интеллигенция по-прежнему испытывала идеологический диктат со стороны партии. Так, Б. Пастернак, получивший Нобелевскую премию за объявленный антисоветским роман «Доктор Живаго», вынужден был отказаться от нее.

В 60—70-х гг. появилась военная проза «нового образца» — книги B. П. Астафьева («Звездопад»), Г. Я. Бакланова («Мертвые сраму не имут»), Ю. В. Бондарева («Горячий снег»), Б. Л. Васильева («А зори здесь тихие...»), К.Д.Воробьева («Убиты под Москвой»), В.Л.Кондратьева («Сашка»). В них воспроизводился автобиографический опыт писателей, прошедших горнило Великой Отечественной, передавалась прочувствованная ими беспощадная жестокость войны, анализировались ее нравственные уроки. Тогда же в советской литературе сформировалось направление так называемой деревенской прозы. Оно было представлено творчеством Ф. А. Абрамова (трилогия «Пряслины»), В. И. Белова («Плотницкие рассказы»), Б. А. Можаева («Мужики и бабы»), В. Г. Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), В. М. Шукшина (рассказы «Сельские жители»). В книгах этих писателей получили отражение трудовое подвижничество в тяжелые военные и послевоенные годы, процессы раскрестьянивания, потери традиционных духовных и нравственных ценностей, сложное приспособление вчерашнего сельского жителя к городской жизни.

Начиная с 60-х гг. на театральных сценах появились спектакли по остросюжетным пьесам советских драматургов (А. М. Володина, А. И. Гельмана, М. Ф. Шатрова), а классический репертуар в трактовке режиссеров-новаторов приобрел актуальное звучание. Таковы были, например, постановки новых театров «Современник» (режиссеры О. Н. Ефремов, затем Г. Б. Волчек), Театра драмы и комедии на Таганке (Ю. П. Любимов). Основные тенденции развития постсоветской культуры. Одной из особенностей развития российской культуры рубежа XX—XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве постсоветской России на первый план вышли произведения авангардистского направления. К ним, например, относятся книги В. Пелевина, Т. Толстой, Л. Улицкой и других авторов. Авангардизм является преобладающим направлением и в живописи. В современном отечественном театре символикой иррационального начала в человеке проникнуты постановки режиссера Р. Г. Виктюка.

С периода «перестройки» началось преодоление изолированности российской культуры от культурной жизни зарубежных стран. Жители СССР, а в дальнейшем Российской Федерации смогли прочитать книги, увидеть фильмы, недоступные им ранее по идеологическим соображениям. На родину вернулись многие писатели, лишенные гражданства советскими властями. Возникло единое пространство российской культу-ры, объединяющее литераторов, художников, музыкантов, режиссеров и актеров вне зависимости от места их проживания. Так, например, скульпторы Э. И. Неизвестный (надгробный памятник Н. С. Хрущеву, памятник жертвам сталинских репрессий в Воркуте) и М. М. Шемякин (памятник Петру I в Петербурге) живут в США. А скульптуры жившего в Москве В. А. Сидура («Погибшим от насилия» и др.) установлены в городах ФРГ. Режиссеры Н. С. Михалков и А. С. Кончаловский снимают кинофильмы как на родине, так и за рубежом.

Коренная ломка политического и экономического строя привела не только к освобождению культуры от идеологических пут, но и вызвала необходимость приспосабливаться к сокращению, а подчас и к полной ликвидации государственного финансирования. Коммерциализация литературы и искусства привела к распространению произведений, не отличающихся высокими художественными достоинствами. С другой стороны, и в новых условиях лучшие представители культуры обращаются к анализу наиболее острых социальных проблем, ищут пути духовного совершенствования человека. К таким произведениям относятся, в частности, работы кинорежиссеров В. Ю. Абдрашитова («Время танцора»), Н. С. Михалкова («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), В. П. Тодоровского («Страна глухих»), С. А. Соловьева («Нежный возраст»).

.Музыкальное искусство. Представители России внесли крупный вклад в мировую музыкальную культуру XX века. Величайшими композиторами, чьи произведения неоднократно исполнялись в концертных залах и оперных театрах многих стран мира, были С. С. Прокофьев (симфонические произведения, опера «Война и мир», балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта»), Д. Д. Шостакович (6-я симфония, опера «Леди Макбет Мценского уезда»), А. Г. Шнитке (3-я симфония, Реквием). Мировой известностью пользовались оперные и балетные постановки Большого театра в Москве. На его сцене шли как произведения классического репертуара, так и творения композиторов советского периода — Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая.

Постоянное давление испытывали и музыканты, игравшие джазовую музыку — их критиковали как последователей «буржуазной» культуры. Тем не менее в Советском Союзе огромную популярность за-воевали джаз-оркестры, которыми руководили певец Л. О. Утесов, дирижер О. Л. Лундстрем, блестящий импровизатор-трубач Э. И. Рознер.

Самым распространенным музыкальным жанром была эстрадная песня. Произведения наиболее талантливых авторов, сумевших преодолеть в своем творчестве сиюминутную конъюнктурность, стали со временем неотъемлемой частью культуры народа. К ним относятся, в частности, «Катюша» М. И. Блантера, «Течет Волга» М. Г. Фрадкина, «Надежда» А. Н. Пахмутовой и многие другие песни.

В 60-х гг. в культурную жизнь советского общества вошла авторская песня, в которой сомкнулись профессиональное и самодеятельное начала. Творчество бардов, выступавших, как правило, в неформаль-ной обстановке, не было подконтрольно учреждениям культуры. В исполнявшихся под гитару песнях Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, Ю. И. Визбора зазвучали новые мотивы — сугубо личностного, а не трафаретно-официального отношения и к общественной, и к частной жизни. Мощным гражданским пафосом и широким жанровым разнообразием было наполнено творчество В. С. Высоцкого, который соединил в себе таланты поэта, актера и певца.

Еще более глубокое социальное наполнение получила в 70—80-х гг. советская рок-музыка. Ее представители — А. В. Макаревич (группа «Машина времени»), К. Н. Никольский, А. Д. Романов («Воскресение»), Б. Б. Гребенщиков («Аквариум») — сумели перейти от подражания западным музыкантам к самостоятельным произведениям, явившим собой, наряду с песнями бардов, фольклор урбанистической эпохи.

Архитектура. В 20—30-х гг. умы архитекторов занимала идея социалистического преобразования городов. Так, первый план подобного рода — «Новая Москва» — был разработан еще в начале 20-х гг. А. В. Щусевым и В. В. Жолтовским. Создавались проекты новых типов жилья — домов-коммун с обобществленным бытовым обслуживанием, общественных зданий — рабочих клубов и дворцов культуры. Господствующим архитектурным стилем был конструктивизм, предусматривавший функциональную целесообразность планировки, сочетание различных, четко геометрически очерченных форм и деталей, внешнюю простоту, отсутствие украшений. Всемирную известность получили творческие искания советского зодчего К. С. Мельникова (клуб им. И. В. Русакова, собственный дом в Москве).

Большие возможности для творческой работы архитекторов открылись в последнее десятилетие XX века. Частный капитал наравне с государством стал выступать заказчиком при строительстве. Разрабатывая проекты зданий гостиниц, банков, торговых комплексов, спортивных сооружений, российские архитекторы творчески интерпретируют наследие классицизма, модерна, конструктивизма. Вновь вошло в практику строительство особняков и коттеджей, многие из которых сооружаются по индивидуальным проектам.

В советской культуре наблюдались две противоположные тенденции: искусства политизированного, лакирующего действительность, и искусства, формально социалистического, но, по существу, критически отражающего действительность (в силу сознательной позиции художника или таланта, преодолевающего цензурные препоны). Именно последнее направление (наряду с лучшими произведениями, созданными в эмиграции) дало образцы, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: