double arrow

Предмет и задачи истор. науки.Формац. и цивил. подходы


Задания С.5.

Список литературы

ВЫВОД

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XI-XII ВВ.

В торговых отношениях Византии и Руси в XI—XII вв., очевидно, не произошло особенно глубоких перемен. Русские купцы торговали на рынках империи, а греческие приезжали на Русь. Вероятно, непосредственная зависимость торговли от политики, характерная для IX—X вв., постепенно ослабевала. Падало значение русских военных сил в византийской армии. Экономический прогресс местных русских центров и возрастание потребности соперничавших друг с другом князей в военной силе обусловили сокращение потока русских наемников в Константинополь. В 50—70-х годах XI в. русские наемники еще служили в византийском войске. Однако к концу XI в. сведения о них становятся редкими. С 1066 г. место русских в византийской армии постепенно занимают англичане особенно после того, как в 1079—1080 гг. варяго-русская дружина в Константинополе подняла мятеж против Никифора III Вотаниата и подверглась репрессиям.

С середины XI в. взоры византийских императоров все сильнее привлекает Тмуторокань. К 1059 г. Византия владела Восточным Крымом (Сугдеей). Между населением греческих колоний в Крыму и жителями Тмуторокани установились дружественные отношения. Экономическое значение Херсона падало, и овладение богатой и удаленной от основных русских земель Тмутороканью становилось для Византии все более заманчивым делом. Однако Византия соблюдала осторожность. Случай представился лишь в царствование Алексея I. В 1079 г., еще при Вотаниате, по соглашению с византийским двором великому князю Всеволоду удалось сослать в Византию тмутороканского князя Олега. Олег и стал орудием замыслов Алексея I. Он прожил в Византии четыре года. Там он женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе. В 1083 г. Олег вернулся и, видимо, с помощью империи снова утвердился в Тмуторокани, которой владел, может быть, до своей смерти в 1115 г. С 1094 г. упоминания о Тмуторокани исчезают из русских летописей. Разгадку этого, по всей вероятности, следует видеть в том, что, помогая Олегу вернуться, Алексей обеспечил себе верховные права на Тмуторокань. Подтверждение этому можно усмотреть в сообщении Мануила Страворомана о том, что Алексей I сделал приобретение на «Боспоре Киммерийском», где и находилась Тмуторокань.


Русско-византийская дипломатия IX-XI вв. привела к тому, что Русь, Россия становится духовно-религиозной преемницей Византии. Позже, в 1453 г., когда Византия прекратит своё существование, Россия займет её место и в политическом и в религиозном плане – она станет главным оплотом православной веры и шитом, который много столетий будет сдерживать турок от вторжения в Восточную Европу. Таким образом, русско-византийские отношения не перестанут существовать – они просто перерастутв историю одного государства, которое будет сочетать в себе культуру и религию великой Византии, а также силу и неукротимость Руси.





1. Васильев А.А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453). Л., 1925.

2. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. 2-е изд. М., 1985.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 тт. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

4. История средних веков. В 2-х тт. Учебник. Под ред. С.П. Карпова Т. 1. М., 1997.

5. Косминский Е.А. Историография средних веков. V - середина XIX в. М., 1963.

6. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001.

7. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М., 1976.

8. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1988.

1. Сравните характерные черты социально-экономического развития России в 15-16 в.в. и в 17 в. Покажите, что было общим, а что различным. Ответ запишите в форме таблицы.

1. Могут быть названы следующие общие черты: - Россия - аграрная страна, большая часть населения занята в сельском хозяйстве - Наличие крупного феодального землевладения - Принятие законов, направленных на защиту прав собственности и закрепощение крестьян ("судебников" 1497, 1550г., Соборного Уложения 1649 г.)
2. Различия
15-16 в.в. 17 в.
- господство ремесленного производства - слабая специализация отдельных районов - местные рынки и торжки - ограниченность внешней торговли - начало закрепощения крестьян - начало формирования сословий - развитие мануфактурного производства - специализация отдельных районов (примеры) - складывание единого всероссийского рынка - развитие внешней торговли со странами Европы (Архангельск) и Востоком (Астрахань) - окончательное оформление крепостного права - оформление сословного строя

2. Сравните воззрения западников и славянофилов во второй четверти 19 века на будущее России. Укажите общее и различия. Ответ запишите в форме таблицы.



1. Могут быть названы следующие общие черты воззрений: - Ограничение самодержавной власти царя Западники-либералы и славянофилы выступали против революционного способа преобразования общества, за реформы «сверху» (западники-радикалы – за революционные преобразования) - Признавали необходимость развития промышленности и торговли
2. Различия
Западники Славянофилы
- Дальнейшее развитие России по пути Западной Европы - Сторонники развития капитализма в России - Не признавали необходимости сохранения общины - Дальнейшее развитие России, отличное от исторического пути Европы - Противники развития капитализма в России - Необходимость сохранения общины в России

3. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861-1881 г.г. и после принятия положения 1881 г. - вплоть до конца 19 века. Назовите общие черты и различия. Ответ запишите в форме таблицы.

Общее в положении крестьян: - крестьяне должны были платить выкуп за землю; - малоземелье крестьян - крестьянам не вернули отрезки - запрещен выход из общины с землей - крестьянство осталось неполноправным сословием
Различия:
1861-1881 После Положения 1881 г.:
- существование временнообязанного положения крестьян - выплата выкупных платежей за землю помещикам - высокие выкупные платежи - отмена временнообязанного положения - крестьяне обязаны отдавать государству долг за невыплаченные выкупные платежи - снижены выкупные платежи

4. Сравните цели интервентов и участников Белого движения в период Гражданской войны в России. Укажите, что в этих целях было общим, а что различным. Запишите ответ в форме таблицы.

Общее: В целях и стремлениях: свергнуть власть большевиков, вернуть свои экономические позиции, сохранить Россию в системе сложившихся международных отношений.
Различия:
Цели интервентов Цели белого движения
- максимальное ослабление России - территориальный раздел бывшей Российской империи - стремление поставить у власти марионеточные слабые правительства - сохранение сильного государства - сохранение "единой им неделимой России" - стремление восстановить сильную авторитарную (монархическую) власть

5. Сравните внешнюю политику СССР периода брежневского "застоя" и периода горбачевской "перестройки".

ОБЩЕЕ: 1) Нормализация отношений со странами Запада 2) Политика разоружения, подписание соглашений о сокращении вооружения 3) Налаживание двухсторонних контактов глав США и СССР 4) Период "холодной войны"
РАЗЛИЧИЯ:
Внешняя политика в период застоя Внешняя политика в период перестройки
1) министр иностранных дел - Громыко 2) Внешнеполитический курс основан на следующих принципах (приняты СБСЕ "Декларация принципов", вошли в конституцию 1977 г.) - нерушимость границ, - целостность территории, - мирное урегулирование споров, - невмешательство во внутренние дела, уважение прав народов и прав человека, - взаимовыгодное сотрудничество. Большинство из них только декларировались но не выполнялись Главный принцип - "мирное сосуществование государств с различным общественным строем" 3) Отношения с социалистическими странами - усиление роли и влияние СССР в социалистическом содружестве, укрепление социалистического лагеря, насильственное удержание стран В. Европы в рамках социалистического содружества (1968г. Чехословакия). 4) Отношения со странами Востока Огромная помощь развивающимся странам "третьего мира", вставшим на путь социалистического развития. 1979 г. - начало войны в Афганистане (военное вмешательство во внутренний конфликт). Обострение отношений с Китаем (1969г. о. Даманский).. Поддержка реакционных режимов (Ирак, Ливии) 1) Министр иностранных дел - Шеварнадзе 2) Внешнеполитический курс получил название "новое политическое мышление" и основан на следующих принципах: - мир - целостен и неделим, - невозможность решения международных проблем силовыми методами; - баланс интересов, - отказ от пролетарского интернационализма. Главный принцип - отказ от раскола мира на противоположные общественно-политические системы; 3) Отношения с соц. странами - отказ СССР от давления и диктата в отношении стран В. и Ц. Европы, вывод советских войск из стран В. и Ц. Европы, невмешательство в ход "бархатных революций и признание распада социалистического содружества. Самороспуск СЭВ и ОВД. 4) Отношения со странами Востока Курс на разблокирование региональных конфликтов.( 1989 г. - вывод советских войск из Афганистана, урегулирование Ближневосточного кризиса). Вывод советских войск из Монголии. Улучшение отношений с Китаем. Отказ от прямого вмешательства в гшражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Значительное сокращение объема безвозмездной помощи. Отказ от поддержки режимов Ирака и Ливии. 1990 г. СССР впервые поддержал Запад в осуждении агрессии Ирака против Кувейта. Укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами: Израилем, ЮАР, Ю. Кореей, Тайванем и др.  

ВЫВОД: резкий поворот во внешней политике СССР при М.С. Горбачеве привел к окончанию "холодной войны", распаду социалистического содружества, единой социалистической экономической системы и единой системы Вооруженных сил, а также появлению одной сверхдержавы - США.

6. Сравните политику Хрущева и Косыгина в социальной области.

ОБЩЕЕ: 1) Цель – повышение уровня жизни населения. 2) Рост заработной платы и пенсий 3) Увеличение выпуска товаров народного потреблении 4) Увеличение продолжительности отпусков 5) Массовое жилищное строительство 6) Система бесплатного образования и здравоохранения 7) Обострение продовольственной проблемы, введение в некоторых городах карточной системы распределения и норм продажи продуктов питания. Потребление продуктов питания ниже допустимой нормы. социальная сфера, образование им здравоохранение финансируются по остаточному принципу.
РАЗЛИЧИЯ
Социальная политика Хрущева Социальная политика Косыгина
- снижение пенсионного возраста - пенсии и паспорта начинают выдаваться колхозникам - прекращение обязательных подписок на облигации государственных займов - отмена жесткого трудового законодательства 40-х г.г. об уголовной ответственности за прогулы и опоздания - в 1962 г. значительно повышены цены - средняя продолжительность жизни падает - квартиры стали более комфортабельные - увеличился размер накопления граждан - цены на товары и услуги и квартплата остались прежними - начало дачного строительства - развитие международного туризма, системы пансионатов и санаторий  

ВЫВОД:Правительство Косыгина в период «застоя» продолжает социальный курс, взятый государством в период хрущевской оттепели. Однако, цель социальной политики – значительное повышение уровня жизни населения страны достигнута не была, т.к. социальная сфера финансировалась по-прежнему по остаточному принципу. Несколько выросло благосостояние общества, стабилизировались цены, частично был смягчен жилищный вопрос.

7. Сравните экономическую политику Хрущева и Косыгина.

ОБЩЕЕ: 1) в целом развитие экономики носит экстенсивный характер 1) несколько увеличена хозяйственная самостоятельность предприятий 2) приоритетное развитие имеют отрасли группы "А", легкая и пищевая промышленность (группа "б") финансируются по остаточному принцип Ведущие отрасли: машиностроение, металлургия, химическая, нефтехимическая, электротехническая. 3) большая доля ручного и малоквалифицированного труда 4) расширение посевных площадей 5) укрупнение колхозов, ликвидация неперспективных деревень 6) активная, но не продуманная мелиорация почв 7) большинство колхозов убыточные 8) Увеличение импорта продовольствия за границей 9) Темпы роста временно значительно повышаются, в потом резко падают. (конец 50-х и начало 80-х)
РАЗЛИЧИЯ:
Экономическая политика Хрущева Экономическая политика Косыгина
1) вместо отраслевых министерств вводятся территориальные совнархозы, в т.ч. республиканские и ВСНХ. Более 3,5 тысяч предприятий передо из союзного в республиканское подчинение 2) вместо пятилетки вводится семилетка. 3) Началось строительство АЭС (1954 г. Обнинская). Большие успехи в космической области, в ядерной физике 4) Ежегодные темпы промышленного производства - 11 % (самые высокие в мире). Рост производства предприятий группы "б" был двукратным 5) Распашка целины (42 млн. га), создание там зерносовхозов и агрогородов. 1962-63 г.г. кризис целины 6) Насильственное насаждение посевов кукурузы за счет ржи и пшеницы. 7) Реорганизация МТС, превращение их в РТС. Колхозы выкупают технику и терпят большие убытки 8) До 1957 г. политика поддержки ЛПХ (повышение закупочных цен, отмена налога, увеличение размера в 5 раз) 9) С 1958 г. политика наступления на ЛПХ (запрет на увеличение размера, запрет кормить скот магазинными продуктами, скупка личного скота) ЛПХ приходит в упадок 10) Курс на увеличение производства мяса, что привело к забою скота. 11) Зерно начинают закупать за границей 12) Повышение цен на мясо и масло. 13) Создание Птицепрома 1) восстановление отраслевых министерств 2) возвращение к пятилетнему планированию 3) Созданы новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение 4) Среднегодовые темпы роста промышленного производства и национального дохода 7,7%, запущено более 2 тысяч промышленных предприятий. 5) сокращение плановых показателей, возможность их корректировки предприятиями, введение хозрасчета; 6) 70-80 г.г. создание ТПК и научно-производственных объединений. 7) Усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудящихся (часть прибыли предприятия оставляют себе) 8) Освоение Нечерноземья ("вторая целина") 9) отказ от насильственного насаждения кукурузы 10) политика поддержки колхозов и ЛПХ (повышение закупочных цен, твердый план закупок на 5 лет; уменьшение плана обязательных поставок зерна; 5%-ная надбавка за сверхплановую продукцию; 11) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, но неэффективное их использование 12) агропромышленная интеграция (РАПО) 13) закупка дорогостоящей техники

8. Сравните политику военного коммунизма и нэпа.

ОБЩЕЕ: 1) Главным условием социально-экономической политики Советской власти была диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства, однопартийный режим, методы насилия и террора. 2) Цель - строительство социалистической экономики и сохранение власти большевиков 3) Сверхцентрализованное управление экономикой (система ВСНХ, главков и отраслевых совнархозов) 4) Сохраняется государственное регулирование экономикой, огромная доля государственного сектора в экономике. Значительная часть промышленности и вся внешняя торговля находилась в руках государства (Опора на национализированную промышленность, транспорт, связь). Неэквивалентный обмен между городом и деревней.
РАЗЛИЧИЯ:
"Военный коммунизм" "Новая экономическая политика"
1) Это социально-экономическая политика Советской власти в период Гражданской войны. 1918-1920 2) Цель - создание условий для победы большевиков в Гражданской войне. 3) Задачи: мобилизация всех ресурсов, ускоренное построение социализма путем ликвидации рынка и частной собственности; жесткая централизация управления экономикой 4) основные элементы политики: - продовольственная диктатура в деревне: политика изъятия всех "излишков" продовольствия у населения. Осуществлялась через Наркомпрод, который получил право применения вооруженной силы, рабочие продовольственные отряды и при помощи комбедов. (политика "раскола деревни". Введение продразверстки - нормы изъятия хлеба и других продуктов у крестьян, в 1920 г. распространилась на 20 видов продуктов. - Национализация банковского и промышленного капитала: 1917 г. национализирован фин. Капитал, 1918 - частные предприятия и целые отрасли промышленности (сахарная, нефтяная), 1919 - национализированы средние и частично мелкие предприятия. - Создание централизованной системы управления экономикой. ВСНХ, главки, отраслевые наркоматы. - Ликвидация товарно-денежных отношений. Введена гос. монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю. Национализированы частные торговые предприятия. Вместо денег зарплата выдается пайками, талонами, предметами первой необходимости. Создается система потребкооперации. Отменена плата за топливо, транспорт, коммунальные услуги. - Милитаризация труда. Вводится всеобщая трудовая повинность, "буржуазные элементы" и трудящиеся мобилизуются на общественные работы. Вводятся трудовые книжки, с 1920 г. рабочие и служащие переводятся на положение мобилизованных солдат, создаются трудовые армии из тыловых в/ч. 5) Итоги: - созданы все условия для победы большевиков, решена проблема снабжения продуктами питания армии и городского населения, промышленность была обеспечена сырьем. - Национальный доход к 1920 г. снизился на 4 млрд. по сравнению с 1913 г. , промышленное производство сократилось в 7 раз, сельскохозяйственное - на 2/3, численность рабочих на 1/2, производительность труда на 70%. В деревне произошел "раскол", выросла социальная напряженность, в 1920-21 г. страну потряс голод, крестьянская война. Общий итог - глубокий экономический и политический кризис. 1) Это социально-экономическая политика Советской власти в 20-е годы. 2) Цель - удержание власти в России в руках большевиков, выход из кризиса. 3) Задачи: ликвидация тяжелых последствий Гражданской войны, решение продовольственной проблемы, погашение социальной напряженности и политической активности в обществе, укрепление союза рабочих и крестьян, Восстановление в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот н/х в руках государства. 4) Основные элементы нэпа: - отмена продразверстки, введение продовольственного налога, который был в 2 раза меньше, объявлялся заранее (весной) и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после уплаты налога, были в распоряжении крестьян. Наиболее бедная часть крестьян была освобождена от налога, а кулаги подвергались усиленному налогообложению. Крестьяне получили право сдавать землю в аренду, применять наемный труд. - Денационализация. Отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Мелкие и некоторые средние и крупные предприятия передаются в частные руки. Разрешена аренда предприятий частными лицами, в том числе иностранцами. Создаются совместные предприятия и акционерные общества. - Предприятия получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости. - Проведена денежная реформа, в итоге введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом - "золотой червонец". Введена тарифная система оплаты труда в зависимости от его количества и качества. Восстановлены рыночные отношения. Сохранилась монополия на внешнюю торговлю. Восстановлена плата за транспорт, топливо и коммунальные услуги. - Отменен принудительный труд, создан рынок свободной рабочей силы 5) Итоги: - К 1923 г. были восстановлены посевные площади, в 1925 г. валовой сбор зерна на 21% превысил среднегодовой сбор 1909-1913 г.г. К 1927 г. довоенный уровень был достигнут в животноводстве - Проблемой стало аграрное перенаселение, дробление хозяйств, осереднячивание деревни. - В целом к 1928 г. страна достигла довоенного уровня , в том числе по национальному доходу. - Реальная заработная плата рабочих выросла и составила 94% от довоенного. - Ощущалась нехватка промышленных товаров, что приводило к росту цен. Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос обострился.

8. Сравните культуру Российской империи начала 20 века и культуру советской России в 20-е г.г.

ОБЩЕЕ: 1) в начале 20-х продолжаются процессы, заданные "серебряным веком" русской культуры и проявившиеся в плюрализме, философских диспутах, публичных лекциях, в том числе по истории, религии, философии, многочисленных частных изданиях 2) Приоритетное развитие естественных наук: в начале 20 в. это проявилось в "революции в естествознании", в 20-е г.г. в развитии физики, химии, механики 3) В науке работают те же ученые: Циолковский, Мечников, Павлов, Вернадский, в самолетостроении - Жуковский. 4) В философии популярна идея об особом историческом пути России (в начале 20 века - сборник "Вехи", в 20-е г.г. "Смена вех") и зарождается теория марксизма (признание первичности материальной жизни над духовной) 5) поиск нового театра (начала 20 века - Станиславский, 20-е г.г. - "Рабочий театр") 6) большая роль кинематографа в жизни общества 7) те же поэты и писатели: Горький, Блок, Маяковский…
РАЗЛИЧИЯ:
Культура начала 20 века Культура в 20-е годы 20 века
"Серебряный век" русской культуры, сохранение традиций "великой русской культуры" 1) "революция в естествознании": выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии (Лебедев - в физике волн, Вернадский - учение о биосфере и ноосфере, Павлов - условные рефлексы, Жуковский - самолетостроение) 2) Большое количество разных научно-технических обществ. 3) Цель образования - воспитание высокообразованного, высоконравственного человека 4) Свобода творчества в искусстве, сосуществование различных художественных направлений и течений в литературе, живописи, музыке 5) активная деятельность творческого объединения "Мир искусства", пропаганда русской художественной культуры за рубежом. Слом "старых культурных традиций и становление новой - "пролетарской культуры" 1) если технические и естественные науки поддерживаются государством, то гуманитарные развиваются вопреки политики государства. 2) "Борьба с неграмотностью" становится государственной политикой, вводятся уголовные наказания за уклонение ото этой повинности. 3) Сломана прежняя система образования, становление советской школы на основании принципа "Школа вне жизни, вне политики - ложь". Цель образования - воспитание "строителя коммунизма". Отсутствие свободы творчества, жесткая идеологизация во всех областях культуры и жесткий государственный контроль за их развитием, 5) Добровольная и вынужденная эмиграция "цвета" российской интеллигенции (1922 г. - "философский пароход") , раскол в ее среде, уход части ее в "духовную оппозицию" власти. 6) Отделение государства от церкви, церкви от школы. Гонения , ограбление и репрессии в отношении РПЦ. 7) Формирование нового искусства, деятельность "Пролеткульта". 8) Расцвет искусства сатиры и плаката.

10. Сравните экономическую политику СССР в 30-е годы и в послевоенный период 1945-53 г.г.

ОБЩЕЕ: 1) Цель экономического развития СССР - превращение СССР в великую промышленную державу, построение социализма. 2) Административно-командный характер экономики. 3) Огромная роль государственного регулирования и руководящей роли КПСС в экономике 4) Сверхцентрализованная, плановая системе управления экономикой, завышенные плановые показатели. 5) Приоритетное развитие отраслей группы "А", т.е. тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, машиностроения, топливной, энергетической, химической промышленности. 6) Источники развития промышленности - перекачивание средств из деревни в город, из сельского хозяйства, из отраслей легкой и пищевой промышленности и социальной сферы, трудовой энтузиазм трудящихся и бесплатный труд заключенных ГУЛАГА, а также сознательно поддерживаемый государством низкий уровень жизни основной массы населения и принудительные государственные займы у населения. 7) Очень высокие темпы развития промышленности (30 г.г. - 10-17%, 1945-53 г.г. - 11%) за счет мобилизации всех ресурсов 8) Тяжелые условия труда, большая доля ручного и неквалифицированного труда, отсутствие системы материального поощрения 9) Полное подчинение производителя государству, отсутствие всякой самостоятельности у предприятий; 10) Строительство крупных промышленных предприятий (гигантов, которые являются всесоюзными первоочередными стройками 11) Сельское хозяйство в кризисном положении, продовольственную проблему решить не может, труд колхозников фактически бесплатный. Вынужденный забой скота.
РАЗЛИЧИЯ:
1945-1953 г.г. 1953-1964 г.г.
1) Главная цель - модернизация экономики, идустриализация промышленности 2) Задачи: ликвидация технико-экономической отсталости страны, достижение экономической независимости создание мощной оборонной промышленности. 3) Жестокое трудовое законодательство (уголовная ответственность за опоздания и прогулы, а также за невыполнение планов; зависимость увольнения от решения администрации 4) В сельском хозяйстве - политика сплошной коллективизации, которая сопровождается раскулачиванием (конфискацией их имущества в пользу колхозов и насильственным переселением) 1) Главная цель - восстановление экономики после ВОВ и продолжение модернизации. 2) Задача: создание мощной оборонной промышленности. 3) Для развития промышленности были использованы репарации, получаемые с Германии. 4) Первые попытки внедрения хозрасчета, больше применяются научно-технические разработки, но только в отраслях ВПК 5) Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (1950 г.) 6) 1946-1949 г.г. политика наступления на ЛПХ, в пользу колхозов было прирезано боле 10 млн. га земли; повышены налоги, рыночные отношения разрешены только колхозам, которые выполнили государственные поставки колхозников принуждают сдавать государству масло, молоко, яйца, шерсть и скот.

ВЫВОДЫ: После ВОВ фактически продолжается реализация прежнего довоенного сталинского экономического курса.

11. Сравните внешнюю политику СССР в 20-е годы и в 30-е г.г.

ОБЩЕЕ: 1) Цель -укрепление международного положения СССР; Взаимовыгодное экономическое сотрудничество;
РАЗЛИЧИЯ:
Внешняя политика в 20-е годы Внешняя политика в 30-е г.г.
1) основные задачи: разжигание "мировой революции", выход из международной изоляции и взаимовыгодное экономическое сотрудничество со странами Запада и Востока. 2) Основные направления: - Деятельность Коминтерна, созданного в Москве в 1919 г. Направлена на организацию подрывной деятельности в странах запада, поддержку коммунистического движения, вмешательство во внутренние дела стран. 1926 г. отказ от активного разжигания мировой революции, курс на оказание помощи КП и формирование положительного образа СССР на Западе. 1923 - "ультиматум Керзона", 1927 г. разрыв дипломатических отношений с Великобританией. - Восстановление дипломатических отношений со странами Запада и Востока. 1920 - Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией. 16.04.1922 - заключение Рапалльского договора с Германией. 1924 - с 11 странами Европы, Китаем, Мексикой, Японией, Афганистаном, Ираном, Турцией и др.   - Участие России в международных конференциях. 1922 - Генуэсская конференция по вопросу о долгах России.   - Экономическое сотрудничество. - Главный партнер России - Германия (торговля, техническая помощь, обмен специалистами), - С 1929 г. - США (40 фирм). 3) Итоги: Выход России из международной изоляции, установление дипломатических и торговых отношений с большинством стран Европы и Востока. 1) Цели - укрепление международного положения России; создание системы коллективной безопасности в Европе.     2) Основные направления: - Деятельность Коминтерна до 1933 г. направлена на борьбу с социал-демократами - пособниками фашистов, с 1933 г. - на создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. - Отношения со странами Запада. - 1932 г. СССР заключил договор о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией, Францией, В 1933 г. - с США., в 1933-35 с Испанией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. - Создание системы коллективной безопасности в Европе: заключены двухсторонние договора между СССР, Францией, Чехословакией. - Март-августь1938 г. переговоры с А и Ф, которые были прерваны в конце августа. - Сближение с Германией. 23 августа 1939 г. пакт "Молотова- Риббентропа" о ненападении, сроком на 10 лет и секретные протоколы о разделе сфер влияния в Европе (СССР - Прибалтика, В. Польша, Финляндия, Бессарабия, С.Буковина; Германия - Литва, большая часть Польши). - Отношения со странами Востока. Восстановлены дипломатические отношения с Китаем.Обостряются отношения с Японией.1936г. Германия, Италия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт. 1937 г. Япония начала агрессию против Китая. В 1938-1939 г.г.. активизировалась на советско-манчжурской границе (июль-август - у оз. Хасан, май 1939 - в Монголии, на р. Халхин Гол. - Участие в международных конференциях - 1932 - в Женевской конференции, на которой Литвинов выступил с предложениями о всеобщем разоружении и определении агрессора. Германия получила право на равенство в вооружениях, была установлена предельна численность сухопутных и воздушных ВС. - 1933 г. Лондонская конференция: определена страна-агрессор.(подписали 10 стран, в т.ч. СССР). - 1934 СРРС вошел в Лигу Наций - Экономическое сотрудничество - 1930 г - экономическая блокада СССР по инициативе США (Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, Англия). Только германия резко увеличила товарообмен с СССР. 3) Итоги:Создать систему коллективной безопасности в Европе не удалось. В конце 30-х г.г. последовала резкая смена внешнеполитического курса, сближение с Германией. Резко обостряются отношения с Японией.

12. Сравните политический режим 30-х г.г. и периода "брежневского застоя" в середине 60-середине 80- г.г. ХХ века.

ОБЩЕЕ: тоталитарный по сути характер политической системы: 1) однопартийная система. Запрещены любая оппозиция и фракции. 2) Жесткий тотальный партийный контроль за всеми сферами жизни общества 3) Тотальная идеологизация и унификация общественной жизни; контроль за обществом при помощи массовых общественных организаций (партийных, комсомольских, пионерских, рационализаторов и т.п., творческих союзов) и СМИ 4) Господство марксистско-ленинской идеологии 5) "Железный занавес", препятствующий проникновению в страну западной культуры 6) Сталинизм и неосталинизм 7) Господство партийно-государственной номенклатуры 8) Конституционный строй с всеобщим избирательным правом, декларируется права человека и гражданина, но реально отсутствуют. 9) Высший орган власти - Советы. Сохранение системы советов от Верховного Совета СССР до местных, многие хозяйственный функции отобраны у Советов и переданы в партийные органы. Советы тоже под контролем КПСС Запрет на свободомыслие, репрессии против инакомыслящих, гонения на отдельных деятелей культуры.
РАЗЛИЧИЯ:
Политический режим в 30-е г.г. Политический режим в сер.60- сер.80 г.г.
1) Основной закон - "Конституция" 1936 г. - "конституция победившего социализма": Носит классовый характер (основные классы - рабочие и крестьянство; существование категории "лишенцев", преимущественное избирательное право у рабочих и т.п.). 2) существование внесудебных карательных органов - "двоек", "троек", Особого совещания ОГПУ (НКВД), системы ГУЛАГА 3) Массовые репрессии 1936-1940 г.г против членов партии, высшего командования КА, целых народов. Открытые и показательные судебные процессы. Расстрелы. Заключение в лагерях и тюрьмах. 4) Режим личной власти ("культ личности") Сталина во многом был основан на искренней любви и преданности советских людей вождю 1) Основной закон - Конституция 1977 г. - "конституция развитого социализма В целом носит демократический характер Провозглашены и реально реализуются право на труд, отдых, бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и жилье. 2) усиливается партийно-государственная номенклатуры, расширяется система привилегий и льгот, "сказочный уровень жизни" ("золотой век") Репрессиям подвергаются отдельные дессиденты и правозащитники. Помещение в психиатрические больницы, Тюремное заключение, выдворение из страны 4) Рост политической духовной оппозиции режиму (дессиденты, движение правозащитников 5 ) Кампания по возвеличиванию Л.И. Брежнева, преувеличению его заслуг в победе над Германией, освоении целины, литературного таланта и т.п. Лидер СССР не пользуется ни любовью, ни уважением народа. (распространение анекдотов, баек) 6) Господство "двойной морали" в обществе 7) Происходит сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой и криминальными структурами, расцветает взяточничество и коррупция. 8) Усиливается роль армии и КГБ

13. Сравните политику государства в области культуры и духовной жизни в послевоенный период 1945-1953 г.г. и в "хрущевскую оттепель" 1953-01964 г.г.

ОБЩЕЕ: 1) продолжает существовать "железный занавес" 2) продолжаются нападки на "западную культуру" 3) сохраняется идеологический контроль государства во всех сферах культуры и за духовной жизнью общества 4) репрессии против отдельных деятелей культуры и искусства, критика отдельных авторов 5) личные вкусы главы государства зачастую становятся официальной оценкой многих произведений искусства. 6) Критика "новаторских направлений" и течений в искусстве 7) Наука призвана, прежде всего, решать оборонные задачи 8) В печати появляются отдельные произведения, запрещенные ранее
РАЗЛИЧИЯ:
1945-1953 г.г. 1953-1964 г.г.
Надежды интеллигенции на некоторые смягчения политики в области культуры и духовной жизни, на большую свободу творчества после ВОВ не оправдались: 1) 1946 г. - широкое выступление против "западного влияния" на отечественную культуру, 1948 г. борьба с космополитизмом. Усиление идеологического контроля и партийного руководства Областью культуры - создание журнала "Партийная жизнь" 4) Репрессии против журналов "Звезда" и "Ленинград" и их руководства Развернуты научные дискуссии, в рамках которых организовано гонение на отдельные отрасли науки, генетику. Период "оттепели" в культурной и духовной жизни общества: 1) "железный занавес" немного приподнялся, расширились контакты между СССР и Западом, появилось больше туристов, в 1957 г. в Москве прошел международный фестиваль молодежи и студентов . 2 2) Несколько был ослаблен идеологический контроль и давление на литературу, театр, кино, стало больше свободы творчества, в печати печатается больше авторов, произведения которых были запрещены раньше (Блок, Ахматова, Зощенко и др.), Были реабилитированы некоторые произведения и авторы ("Великая дружба", Хачатурян, Прокофьев) 3) Периодически проводятся встречи руководителей государства с научной и творческой интеллигенцией 4) Возобновляются работы в области генетики. 5) Репрессии против Б. Пастернака, который вынужден был отказаться от Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго", запрещенный в СССР.

14. Сравните Южное и Северное общества декабристов. Укажите общие черты и различия.

ОБЩЕЕ: 1) антиправительственные, тайные революционные организации. 2) Время существования - 1821-1825 г.г 3) Состав: молодые дворяне. 4) Главные цели: ограничение самодержавия, отмена крепостного права. 5) Общие программные установки - ликвидация самодержавного строя; отмена крепостного права; - введение политических прав и свобод: - ликвидация военных поселений; - отмена сословных привилегий; - парламентский и конституционный строй в России; - разделение законодательной, исполнительной и судебной властей - выборность всех должностей. 6) Главный способ достижения целей - военный переворот. 7) Участвовали в революционных событиях 1825 г.8) Члены обществ были арестованы, подвергнуты судебному преследованию и наказанию. Оказали заметное влияние на дальнейшее развитие общественного движения в России.
РАЗЛИЧИЯ:
Южное общество Северное общество
1) место деятельности - периферия, Украина 2) Идеолог - П. Пестель 3) Программа - "Русская правда"- Россия -республика - Однопалатный парламент - Всеобщее избирательное право - унитарный характер государства, присоединение Д. Востока, Закавказья, независимость Польши - земельный фонд делится пополам между помещиками и крестьянами 4) Многие члены общества были арестованы до 14 декабря 1825г. Через 2 недели после восстания на Сенатской площади С. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка, которое было подавлено. 1) Место деятельности - столица Санкт-Петербург 2) Идеолог - Н. Муравьев 3) Программа - "Конституция" - Россия - конституционная монархия - Двухпалатный парламент - Высокий имущественный и возрастной ценз - Федерация из 12 держав со своими двухпалатными парламентами - сохраняется помещичье землевладение, крестьяне получают надел в размере 2 десятин и работают на помещика по найму. 4) Организовали восстание на Сенатской площади 154 декабря 1825 г.., которое было подавлено правительственными войсками.    

15. Сравните национальную политику России в 1 и во 2 четверти 19 века (при Александре 1 и Николае 1).

ОБЩЕЕ: 1) Либеральный характер политики в отношении Финляндии: сохранение автономии, парламентского и конституционного строя 2) Жесткая национальная политика в отношении Бессарабии, Украины , политика русификации, колонизации, распространение крепостного права. 3) Поволжье, Сибирь, Д. Восток . Христианизация народов, изучение русского языка. Колонизация Сибири, развитие городов, промышленности. 4) Кавказ. Расширение территории, создание экономики колониального типа, русификация, произвол российских властей при опоре на местную знать, систематическое завоевание Сев. Кавказа, вытеснение местных жителей в горы. Кавказская война 1917-1864 г.г.
РАЗЛИЧИЯ:
Национальная политика Александра 1 Национальная политика Николая 1
Польша - парламентский строй, конституция (неприкосновенность личности, демократические свободы)   Прибалтика Окончательная отмена крепостного права.   Украина и Бессарабия Заселение русскими колонистами.   Польша Постепенный отказ от положений конституции, начало политики русификации, усиление произвола царского наместника, деятельность тайной полиции. В 1830 г. - Польское восстание, которое было жестоко подавлено правительственными войсками. Прибалтика. Ликвидация основ государственности. Создание губерний в составе России., развитие промышленности. Украина и Бессарабия Правобережная Украина - ориентация на Польшу, создание партиотических обществ (Кирилло-Мефодиевское), переселение 5 тысяч семей на Кавказ. Развитие железоделательной и металлургической промышленности "Еврейский вопрос" Ужесточение политики в отношении евреев. Дискриминация: отменен денежный налог вместо воинской повинности, рекрутский набор детей в школы канонистов, насильственное крещение евреев, цензура, переселение в Сибирь, приобщение к русской культуре, отказ от традиционного образа жизни, лишение еврейской общины юридической самостоятельности.

ВЫВОД: Во 2 четверти 19 века наблюдается ужесточение национальной политики государства, однако, она продолжает носить избирательный характер.

16. Сравните экономические реформы в СССР в период перестройки и в России в 1990-е гг. Укажите, что было общим (не менее 2-х общих характеристик), а что – различным (не менее 3-х различий).

1. В качестве общих характеристик экономических реформ могут быть названы: А) цель – динамичное развитие страны, подъем ее экономики Б) один из основных источников реформ – расчет на финансовую поддержку Запада В) условия проведения реформ: - проведение реформ в условиях экономического кризис - осознание реформаторами зависимости эффективности экономических .преобразований от степени демократизации политических институтов Г) тяжелые социальные последствия реформ  
   
   
   
   
2. Различия:  
реформы в период перестройки реформы в 1990-е гг.  
- непоследовательные меры по сочетанию плановой социалистической экономики с элементами рыночной - одновременные радикальные меры по переходу к рыночной экономике во всех сферах  
- попытки поощрения индивидуальной собственности (признание разных форм собственности, возможности аренды земли и др.) - приватизация значительной части государственной собственности, создание слоя собственников  
- частичное разрешение предпринимательской деятельности, свободы торговли (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы) - свобода частного предпринимательства, торговли  
- государственное регулирование цен - освобождение цен  
- монополия внешней торговли - либерализация внешнеэкономической деятельности  

Задания С.6.

1. После смерти И. Сталина в 1953 г. руководители СССР - претенденты на высшую власть - предлагали разные пути проведения социально-экономических реформ. Какие варианты развития предлагали Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев? Какой из вариантов и почему был осуществлен?

1. Выявление разных позиций участников событий: - Г. Маленков: развитие экономики в сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей народа - Л. Берия: расширение прав республик, привлечение национальных кадров - Н. Хрущев: развитие экономики, особенно сельского хозяйства, снятие напряжения в обществе, реорганизация системы ГУЛАГа - Партийно-государственная бюрократия предпочла путь Н. Хрущева, поддержав его в борьбе за власть с другими претендентами.
2. Почему события развернулись таким образом: - Хрущев, с точки зрения руководства партией и государства, был меньше других претендентов замешан в проведении репрессий. - Опыт руководящей работы и личные качества Хрущева, его активность и энергия во внутрипартийной борьбе. - Поддержка Хрущева министром обороны, маршалом Жуковым, за которым стояла армия.

3. Ситуация во внешней политике СССР в конце 1930-х г.г. во многом определялась подписанием 23 августа 1939 г. советско-германского договора о ненападении и секретных протоколов к нему. Назовите положения, характеризующие другую возможность развития внешней политики СССР в тот период, перечислите причины, почему она не была реализована.

1. Положения, характеризующие другую возможность развития внешней политики СССР: - заключение соглашения между СССР, Францией и Англией о взаимопомощи и противостоянии Германии - участие СССР в заключении договора о коллективной безопасности стран Европы против агрессии Германии - участие СССР в создании в Европе единого антифашистского фронта - отказ руководства СССР от всякого сотрудничества с нацистской Германией  
3. Причины, по которым эта возможность не реализовалась: - крайне агрессивная политика германии, Италии, Японии, стремящихся к войне - создание Антикоминтерновского блока стран-агрессоров - политика Англии, Франции и др. стран запада по умиротворению агрессоров (Мюнхенский сговор) - отказ стран Европы от системы коллективной безопасности - стремление руководства СССР, Сталина к расширению политического влияния СССР и заключение с этой целью пакта о ненападении с Германией и секретных протоколов к нему, о разделе сфер влияния в Восточной Европе.

4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Во время разработки проектов Крестьянской реформы ( в 1859-1861 г.г.) авторы некоторых проектов предлагали освободить крестьян от крепостной зависимости за выкуп и без выкупа земли. Другие настаивали на безусловном освобождении крестьян и на передаче им помещичьей земли без выкупа. По каким основным вопросам проявлялись противоречия между помещиками и крестьянами при подготовке Крестьянской реформы 1861 г.? Как были решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?

1. Могут быть названы следующие основные вопросы, по которым проявилось противоречия между помещиками и крестьянами: - об условиях личного освобождения крестьян - о наделении крестьян землей и размерах надела о выкупной сделке и размерах выкупа.
3. Как были решены эти вопросы в ходе реформы: - крестьяне получили личную свободу (вариант: были освобождены от крепостной зависимости) - крестьяне получили земельный надел за выкуп - размеры наделов зависели от плодородности почвы - заключалась сделка крестьян с помещиком об условиях выкупа земли ("уставная грамота") - часть крестьянской земли ("отрезки") перешла к помещикам крестьяне получили ссуду от государства (в размере 80% стоимости надела), которую должны были вернуть государству в течение 49 лет с начислением 6% годовых - крестьянская община выплачивала помещику 20% стоимости земли

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Начавшийся в конце 1940-х г.г. период «холодной войны» характеризовался противостоянием СССР и США, возраставшей гонкой вооружения, приводившей к опасности возникновения ядерной войны. В чем состояло и в каких событиях отразилось изменение международных отношениях в 1970-е г.г.6 назовите имена и нее менее 2-х событий. Укажите не менее 2-х причин этих изменений.

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1855 г. , когда Александр 2 вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса. Какие требования представителей общественной мысли, сословий повлияли на решение Александра 2 отменить крепостное право? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра примирить разные сословия?

7. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. частники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение. Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трех положений.

1. Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов: - недостаточная подготовленность выступления (поскольку декабристы поспешили воспользоваться ситуацией междуцарствия) - ставка декабристов на заговор (и военный переворот) - С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь - выжидательная тактика декабристов - решительные действия (жестокие меры) Николая I против декабристов (применение артиллерии)
2. Может быть указано, что влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявилось: - в понимании необходимости отказа от тактики декабристов, выработки новых форм общественного движении в осознании представителями общественной мысли несостоятельности идейных основ движения декабристов (разработка новых общественно-политических теорий) - в появлении новых течений общественной мысли в последующие десятилетия (западники, славянофилы, представители «русского», «общинного» социализма) - в возникновении (вариант ответа: развитии) революционной традиции в России

Задания С.7.

1. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения России в Крымской войне 1853-1856 г.г. была невозможность для России в одиночку противостоять объединенным силам коалиции держав: Англии, Франции и Турции. Какие другие суждения вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите не менее 2-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений.

1. Могут быть приведены следующие суждения о причинах поражения России в Крымской войне: - Существование в России крепостного права (отставание в социальной сфере) - Отставание России в экономическом развитии.
2. Факты, подтверждающие суждения: Существования в России крепостного права: армия формировалась на основе рекрутского набора главным образом из крепостных крестьян; "палочная" дисциплина в армии; препятствия в продвижении по службе для простых людей - Отставания России в экономическом отношении: несовершенство вооружения, неразвитость парового флота, отсутствие железных дорог в южном направлении; недостаточное обеспечение армии боеприпасами, продовольствием, людскими ресурсами.

3. Концепция "нового политического мышления" М. Горбачева и ее осуществление в международных отношениях получила высокую оценку многих современников, в том числе лидеров западных стран. Какую другую оценку этой политики вы знаете? Какую из оценок считаете более убедительной? Приведите положения и факты, которые могут служить аргументом для этой точки зрения?

1) Могут быть приведены следующие оценки курса "нового политического мышления": - проведение этой политики привело ко многим внешнеполитическим провалам СССР - руководство СССР не смогло соблюсти государственные интересы СССР, уступив инициативу решения международных проблем странам Запада
При положительной оценки курса: улучшение отношений со странами Запада, Ликвидация класса ракет малой и средней дальности; вывод войск из Афганистана; вывод войск из Центральной и Восточной Европы. При отрицательной оценке курса: быстрый развал СЭВ и ОВД, позиция невмешательства в решение германского вопроса (объединение Германии), поспешный вывод войск из Германии, потеря многих материальных ценностей; нарушение положения Хельсинского акта 1975 г. о нерушимости послевоенных границ.

4. Поддержка Николаем 1 борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы". Какие другие суждения об отношении Николая 1 к освободительному движению в Европе и проявлением инакомыслия в России вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите не менее 2-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. Может быть указано, что многие считали Николая 1 гонителем освободительного движения и проявлений инакомыслия, что выражалось в следующем: А. Действия Николая 1 против освободительного движения в странах Европы: - участие России в деятельности Священного союза - подавление революционных выступлений в Царстве Польском в 1830-1831 г.г. - участие российских войск в подавлении революции в Венгрии в 1849 г. Б. Политика Николая 1, направленная на подавление инакомыслия в России - репрессии в отношении участников тайных обществ и кружков - ужесточение цензуры - деятельность 3 отделения С.е.и.в.к. - усиление корпуса жандармов

5. Историки по-разному определяют сущность событий октября 1917 г. в России. Многие называли их большевистским переворотом. Какие другие определения вам известны? Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. Альтернативная точка зрения: в октябре 1917 г. произошла социалистическая революция.
Большевистский переворот: - в результате выступления большевиков и руководимых ими сил было свергнуто Временное правительство, которое должно было находиться у власти до созыва Учредительного собрания. - Большевики захватили резиденцию правительства (Зимний дворец) и важнейшие объекты города. - Большевики не имели полного влияния в Советах и захватили Зимний и объекты города до очередного заседания 2 съезда Советов, чтобы поставить его пере свершившимся фактом. - Большевики не имели поддержки большинства населения страны и поэтому выбрали путь вооруженного выступления. Социалистическая р6еволюция: - в результате событий власть перешла от одной политической группировки (представляющей буржуазные, либеральные силы) к другой (радикальной). - Была установлена другая по характеру политическая власть - диктатура пролетариата (диктатура партии большевиков) - За большевиками шли представители разных слоев общества: рабочих, крестьян, солдат.Декретами 2 съезда Советов и решениями правительства была установлена новая политическая и экономическая система.

6. Ряд политиков, современников Хрущева, оценили его выступление на ХХ съезде КПСС как предательский шаг по отношении к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом. Какие другие оценки доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС вам известны? Какую из них вы считаете более убедительной? Приведите нее менее 3-х фактов, положений, которые могут аргументировать вашу точку зрения.

7. Ряд историков утверждает, что преобразования Петра 1 в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства. Какую другую точку зрения на реформы Пера в области культуры вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3-х фактов и аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

8.

1. Может быть приведена следующая точка зрения, альтернативная приведенной в задании: - культурные преобразования Петра I способствовали развитию отечественной науки, системы образования, художественной культуры, преодолению отсталости России, приобщению к достижениям западной культуры; создали основу для реформ во всех других сферах жизни.
2. Ученик может выбрать одну из названных или иную точку зрения (а также сочетание позитивных и негативных оценок), но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: А. При выборе точки зрения, изложенной в задании: - преобразования в области культуры и быта коснулись лишь узкого круга дворянства и не затронули основную массу населения России опыт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом - многие новации в области культуры носили принудительный характер (брадобритие, ношение европейской одежды, и др.) - преобразования привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разграничению культуры на народную, национальную и дворянскую, ориентированную на западноевропейские ценности.
Б. При выборе альтернативной точки зрения: формируется система учебных заведений, ориентированная на подготовку кадров отечественных специалистов (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия и др.) государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, подготовка отечественных научных кадров, первые научные труды, основание Академии наук, открытие Кунсткамеры) - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.

9. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

есной – осенью 1917 г. в России шла острая политическая борьба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода – выступление генерала Л.Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы – от А.Ф. Керенского до большевиков. Почему совместно выступили столь различные политические силы? Укажите не менее 2-х причин. К каким последствиям привели их совместные действия? Укажите не менее 3-х последствий.

1. Могут быть названы причины совпадения интересов большевиков и А.Ф. Керенского: - возникла реальная угроза установления военной диктатуры- выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства - Корнилов требовал разгона Советов
2. Могут быть названы следующие последствия- выступление Корнилова потерпело поражение - усилилось влияние и авторитет Советов - укрепились позиции большевиков в Советах (большевизация Советов) - упал авторитет меньшевиков и эсеров - большевики выдвинули курс на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Совета - А.Ф. Керенский утратил поддержку всех ведущих политических партий - Россия была провозглашена республикой
   

9. При переходе к нэпу некоторые руководители Советского государства утверждали, что нэп станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти. Какая другая точка зрения по вопросу о сущности нэпа вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. Может быть приведена другая точка зрения, например: - нэп – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма  
2. Ученик может выбрать одну из названных или иную точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе оценки, изложенной в задании- нэп был вынужденной мерой, принятой под давлением негативных для советской власти обстоятельств (тяжелых последствий Гражданской войны и др.) вводя нэп, руководство коммунистической партии и советского государства признавало, что политика «военного коммунизма» как политика непосредственного перехода к социализму потерпела поражение - сходные мысли высказывали многие коммунисты, негативно относившиеся к нэпу При выборе альтернативной точки зрения - отказавшись от «военного коммунизма», руководство партии и государства по-прежнему ставило целью построение социализма - в руках государства оставались командные высоты (крупные предприятия, недра, внешняя торговля и пр.) - на деятельность частного капитала были наложены многочисленные ограничения - государство допускало отдельные рыночные элементы, но препятствовало созданию рыночной системы - диктатура пролетариата укреплялась, существовала однопартийная система
     

история - наука комплексная, интегральная, так как изучает все, что развивает­ся во времени и пространстве, это значит всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Познавательная задача - собирание конкретных фактов, их система­тизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая задача - это выяснить, что происходи­ло в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. задача - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., тру­довые, моральн.) моментах.

Формационный подход К.Маркса - прогресс человечества осущ. в виде закономерных смен пяти основных обществ.-эконом. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодальной, капиталист., коммунист.). Переход к новой формации осущ. в итоге социальных революций. Недостатки:1.не все страны повторяют форма­ционный ход европейских стран.2. абсолютизир. классовой борьбы, насилие, соц. революции.3. объяснение истор. со­бытий объективн. факторами, не вкл. человеч.

Цивилизационного подход -положены не производств. отношения, как при формационном подходе, а человек в совокупности его потребностей, способностей, воли и знаний. Рост материал. и дух. потреб­ностей человека служит толчком для общественного про­гресса.

Свидетельства о прошлом дают истор. источники - все то, что осталось с прошлого и несет хоть какую-то информацию о нем: экспедициях, летописях, истор. архивах, воспомин. очевидцев. Источники: письменные; вещественные; этнограф.; разговорные; фольклорные; кинофотодокум.; фонодокументы. Сущ. многочисл. литература: всемирная история, история отдельных континентов и стран, история отдельных периодов или эпох, ис­тория разных обществ. периодов, история выдающ. личностей.

Источники по истории Белорусии состоят из 6 основных групп: 1)археологические,2)этнографические,3)лингвистические,4)устные,5)письменные,

6)кино-фото-фонодокументы.

!!!!!История каждого народа излагается в форме статей, монографий посвященных обычно узким темам. Подготовка обобщающих трудов велась на протяжении всего XX века.Работа над обобщ трудом по ист Бел проведена в нач XX века Вацлавом Ластовским. В 1910г он издал «Короткую историю Белорусии»-пер популярная книга в кот отражен взгляд белоруса на прошлое Родины.Продолжил его дело Всеволод Игнатовский кот на протяжении с 1919 по 1926 выпустил 4-е издания «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi». Также «История Белорусии» М.Довнара-Запольского(сер 20-х но издана лишь в 1994).

В 1954-58 Институт истории академии наук БССР издал «Историю БССР» в 2-х томах В ней достижения предшественников не учитывались, оценка событиям давалась в соответствии с официалбными взглядами.Конец 80-х-90-х – в связи с большимиобщ-полит изменениями в общ-ве создались

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: